Характерные черты жанра романса во второй половине XIX века

Материалы » Жанр русского романса в литературе и музыке второй половины XIX века » Характерные черты жанра романса во второй половине XIX века

Страница 2

Даже горечь любовной разлуки смягчается воспоминанием о прежней любви, о связанном с ней счастье и теплоте былых отношений. Романс закрепляет памятный момент в истории отношений и в судьбе людей, так или иначе отделяющий их от суетного мира и уносящий в царство вечных истин, в царство подлинно человеческих ценностей.

Широкое распространение романса в разных слоях общества в России вызвало и появление его разновидностей: "усадебный", (лучшие образцы такого романса создали А. Фет, А. Майков, Н. Огарев, А. К. Толстой), "городской" романс, который проник в город в разночинную среду (Я. Полонский). Герои таких романсов - небогатые люди, их чувства часто сдержанны. Особая разновидность - мещанский, или "жестокий", романс. Он отличался крайне напряженными страстями, надрывом, преувеличенными и доведенными до крайности интонациями.

К "жестокому" близок и "цыганский" романс, с культом вольной, не знающей границ любовной страсти. Такие произведения создавались не столько самими цыганами, сколько замечательными русскими поэтами (А. Григорьев, Я. Полонский, А. Блок).

Творчество великих мастеров романса развивалось во взаимодействии с поэтическими направлениями. В истории русского искусства тесно связаны имена М.Глинки и А.Пушкина, П.Чайковского и А.Толстого, Н.Римского-Корсакова и А.Майкова, С.Рахманинова и Е.Бекетовой. Особенно глубокое воздействие на русскую музыку оказало творчество А.Пушкина. Его поэзия дала решающий толчок к развитию русской романсовой лирики, она возвысила романс до уровня подлинно классического искусства. В творчестве М.Глинки поэзия А.Пушкина впервые получила совершенное выражение в форме таких романсовых шедевров композитора, как «Адель», «Мери», «Я помню чудное мгновенье».

Русские композиторы XIX века уделяли особое внимание проблеме декламационности (А.Даргомыжский, М.Мусоргский). Романс в их творчестве иногда приобретает черты театрально сценки, исполняемой конкретным персонажем (А.Даргомыжский: «Червяк», «Титулярный советник», М.Мусоргский: «Семинарист», «Светик Савишна», «Озорник»).

Расширение выразительных возможностей романса осуществляется и другим путём. Композиторы нередко объединяют романсы в вокальные циклы, создавая относительно крупные и тематически богатые "сюитного" типа произведения, в которых, в частности, может быть использовано такое острое противопоставление контрастных музыкально-поэтических образов, какое невозможно в пределах одного романса. Жанр вокального цикла позволяет композитору дать разностороннюю характеристику его основным героям, представить музыкальными средствами саморазвитие поэтических образов и сюжета.

В конце XIX века классический романс претерпевает существенные изменения: усложняются средства выражения, музыкально-поэтическая связь. В творчестве П.Чайковского романс нередко приближается к оперной арии с широким, симфонизированным развитием («День ли царит»). Этот тип романса характерен и для С.Рахманинова («Весенние воды»).

Романс постепенно выходит за рамки камерного жанра, приближается к вокально-симфоническому направлению, изредка романс представлен только музыкальной пьесой («Вокализ» С.Рахманинова). Но эта форма сложнее как для исполнения, так и для восприятия, романсы эти находят отклик у элиты, а не массовой публики. Так, постепенно классический романс становится интеллектуальным, элитным, теряя при этом свою лёгкость и простодушие.

Романс – это изначально диалогическое в своем содержании вокально-поэтическое произведение с сопровождением, выражающее любовное переживание, рассчитанное на камерное исполнение и представляющее собой трехгранную структуру, в которой в относительном равновесии находятся слово, музыка и речь.

Главной особенностью романса является диалогичность. Это диалог музыки и слова на уровне метра, ритма, интонации, уравновешивающий интеллектуальную и эмоциональную сферы в романсе. Чтобы создать объемный образ, стих и мелодия, следуя собственной логике, должны быть взаимосвязаны, взаимодополняемы. Музыка в романсе подразделяется на две составляющие – мелодию и аккомпонемент, которые также вступают в диалог, причем не только между собой, но и каждая – со словом. Что касается поэтического содержания романса, то оно всегда лирично и основано на любовном переживании – таков специфический предмет познания в данном жанре. Нужно помнить, что у романса всегда есть адресат, а значит, диалогичность заложена в романсе изначально.

К речевым особенностям романса относится и специфика исполнения.

Исполнение романса направлено к слушателю. Для певца слушатель – его непосредственный партнер, помощник и друг. Для слушателей артист исполняет музыкальное произведение, с ними хочет поделиться своими мыслями, чувствами, в них возбуждает ответную реакцию – скорби, гнева, радости, торжества, любви и ненависти. Донести до слушателя художественную ценность музыкального произведения является главным для артиста. И это достигается выразительностью исполнения.

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru