Заключения

Страница 1

Фортепианные сочинения Скрябина рано привлекли к себе внимание исполнителей. Со второй половины 90-х годов их стали исполнять русские пианисты Ф. Кенеман, М. Мейчик, проживающий подолгу в России И. Гофман, К. Игумнов, А. Гольденвейзер.

Начиная с 1898 года, много произведений Скрябина играла В. Исаакович - первая жена композитора (преимущественно сочинения раннего периода, вплоть до Третьей сонаты), нередко в совместных концертах с автором. С 1906 года пианистка стала активно выступать с концертами, целиком посвященными произведениям Скрябина. Как считает В. Дельсон, "…будучи сильным исполнителем ранних произведений Скрябина, В. Исаакович менее чутко воспринимала специфику его творчества зрелого и позднего периодов"[46].

В дальнейшем, отчасти в связи с выездом Скрябина за границу (с весны 1904 года по 1909 год), интерес к его произведениям в России несколько ослабевает. С 1909 года и особенно после 1912 года, вплоть до смерти Скрябина, произведения его вновь часто звучат в концертах (В. Буюкли, С. Фейнберг). Кульминацией можно считать 1915-1917 годы, когда в число исполнителей сочинений Скрябина включается С. Рахманинов. Активными интерпретаторами Скрябина становятся также пианисты Е. Бекман-Щербина, Л. Николаев, И. Добровейн. Затем, после перерыва, вызванного революционными событиями и войной, вновь увеличивается количество пианистических выступлений, посвященных творчеству Скрябину, вплоть до начала 20-х годов (В. Софроницкий, С. Фейнберг, Г. Нейгауз).

До революции произведения Скрябина активно исполнялись в различных музыкальных обществах Москвы и Петербурга. Так, например, в "Кружке любителей русской музыки", организованном в 1896 году, с успехом исполнялись скрябинские этюды ор.8 и концерт для фортепиано с оркестром. Кроме того, творчество Скрябина пропагандировалось в так называемых "Беляевских концертах" (официально - "Общедоступные русские симфонические концерты"), в концертных организациях С. Кусевицкого и А. Зилоти.

Особый акцент стоит сделать на проблеме исполнения произведений Скрябина его современником - Рахманиновым. Смерть Скрябина весной 1915 года вызвала повышенный интерес к творчеству гениального композитора и интенсивное исполнение его произведений уже с начала нового концертного сезона. Выступления с программами из сочинений Скрябина наиболее крупного пианиста того времени Рахманинова не могли не привлечь пристального внимания. По этому поводу В. Дельсон приводит несколько отзывов современников Скрябина[47]. Прокофьев, например, так описывал свое впечатление от исполнения Рахманиновым Пятой сонаты Скрябина: "Когда эту сонату играл Скрябин, у него все улетало куда-то вверх, у Рахманинова же все ноты необыкновенно четко и крепко стояли на земле…". Подобное высказывание встречается в воспоминаниях музыковеда А. Оссовского: "…Как передать необычайно поразившее, сперва даже озадачившее неожиданностью впечатление от исполнения Рахманиновым музыки Скрябина?. Смысл, характер, экспрессия, стиль стали совсем иными…, стали наплывать иные образы - плотные, прочные, резцом гравера четко очерченные…Стремительный полет в безбрежность сменился решительной поступью по твердой земле. Исчез характер импровизации…".

Чуткие интерпретаторы фортепианного творчества Скрябина, которые смогли уловить интонационный строй, стиль и характер образов скрябинской музыки, появились, в основном, лишь после смерти композитора. К числу таких исполнителей принадлежали В. Софроницкий, Г. Нейгауз, С. Фейнберг, С. Рихтер, об особенностях игры которых стоит хотя бы вкратце упомянуть.

Наиболее выдающийся исполнитель произведений Скрябина Владимир Софроницкий[48] сам игры Скрябина не слышал. Тем не менее, это не помешало ему своей интерпретацией способствовать углублению понимания творчества Скрябина и его исполнительского стиля. В интерпретации скрябинских сочинений, как отмечает В. Дельсон, пианист подчеркивает "…элементы романтически проникновенной лирики, человечности и жизненности, а также драматизма и героики…"[49].

Выступления Софроницкого с концертами из произведений Скрябина начались в 1920-х годах. Пианист редко дарования, Софроницкий с самого начала приобрел репутацию яркого и глубокого интерпретатора творчества Скрябина. Тонкая и нервная, но высокоорганизованная конституция пианиста, по словам ученого, соответствовала передаче быстрой смене настроений и образов музыки Скрябина. Сильно развитое чувство меры в художественном мышлении пианиста никогда не допускало перехода романтически-эмоционального накала в экспрессивную преувеличенность.

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru