Исследователь замечает, что Софроницкий естественно воплощает особенности скрябинского ритма. В его интерпретации он лишен суеты и представляет собой крепкую основу, скрепляющую форму произведения.
Не менее искусно исполнитель осуществляет подголосочные произведения - специфическая скрябинская полифония, особенно развитая в его позднем сонатном творчестве. Кроме того, Софроницкий тонко раскрывает все богатство паузирования в скрябинской фортепианной музыке, виртуозно используя при этом педаль.
Среди исполненных Софроницким сочинений Скрябина числятся 10 сонат,19 поэм, все этюды, прелюдии, множество мазурок, концерт для фортепиано с оркестром, а также фортепианная партия в Прометее. Из крупных произведений излюбленными номерами его программы были Третья, Четвертая, Девятая и Десятая сонаты, а также Сатаническая поэма и поэма К пламени.
Не менее интересным и талантливым исполнителем сочинений Скрябина был Генрих Нейгауз. Как и Софроницкий, он не слышал игры самого композитора.
Как отмечает Дельсон, при исполнении скрябинских произведений ему особенно удавались образы героики, темы воли и борьбы. Вот как сам Нейгауз говорил обо всем творческом пути Скрябина: "…Поэма экстаза - так я назвал бы весь творческий и жизненный путь Скрябина. Он горел и сгорел, - вот почему его музыка, как звезда, как солнце, излучает свет…"[50].
Скрябинский репертуар пианиста достаточно обширен. Именно Нейгауз является одним из первых исполнителей цикла из всех десяти сонат Скрябина в двух фортепианных вечерах. Помимо этого, им исполнены многие прелюдии, поэмы, концерт для фортепиано с оркестром, фантазия ор.28 и другие сочинения. Нейгаузу также удается тонко воплотить образы лирической проникновенности, теплоты.
В несколько ином плане трактует скрябинскую музыку Самуил Фейнберг, начавший свою пианистическую деятельность еще в последние годы жизни Скрябина. Авторское исполнение ему довелось слышать неоднократно, и оно произвело на него неизгладимое впечатление. Сам Скрябин, которого редко удовлетворяли чьи-либо исполнения его сочинений, высоко оценил интерпретацию Фейнбергом Четвертой сонаты.
Фейнберг выявляет в творчестве Скрябина в первую очередь близкие его психическому складу образы стремительного volando и экстатичности. Порывистая игра пианиста раскрывает в этих полетных образах в большей степени их экспрессионистические, чем романтические черты. Менее ярко, по мнению Дельсона, удаются Фейнбергу волевые и героические образы, образы мужественной борьбы и психологического драматизма.
В начале 1940-х годов в отечественную пианистическую культуру вошел новый исполнитель произведений Скрябина всех периодов творчества - Святослав Рихтер. Он являлся ярким интерпретатором произведений Моцарта, Шуберта, Мусоргского, Чайковского.
В исполнении Рихтером сочинений Скрябина обычно меньше суровости и мужественности, не столь подчеркнуты элементы драматичности. В связи с этим вспоминается смягченная трактовка первой темы Седьмой сонаты, которая относится к группе типичных скрябинских тем "самоутверждения".
Трактовки Рихтером скрябинских произведений крупной формы отличается особой целостностью.
В заключение стоит отметить, что скрябинские сочинения, сочетающие в себе героику, мужественность, искренность, до сих пор пользуются популярностью как у исполнителей, так и слушателей. Несмотря на возрастающий интерес к жизни и творчеству гениального русского композитора, он по-прежнему остается одной из загадок отечественной культуры ХХ века.
[1] Месхишвили Э. Фортепианные сонаты Скрябина. - М., 1981. - С. 5.
[2] Нестьев И. Музыкальная культура на рубеже веков // Музыка ХХ века.Ч. 1. Кн. 1. - М., 1976. - С. 54.
[3] Алексеев А. Русская фортепианная музыка конца ХIX - начала XX века. - М., 1969, с. 106.
[4] Алексеев А. Цит. соч., с. 107.
[5] Стоит отметить, что и в наше время пьесы, в частности А. Аренского, сохранили свою популярность как произведения педагогического репертуара.
[6] Цит. по: Маркус С. Об особенностях и источниках философии и эстетики Скрябина // А.Н. Скрябин. 1915-1940. Сборник к 25-летию со дня смерти. - М. - Л., 1940. - С. 194.
[7] Приведенные высказывания принадлежат самому композитору и взяты из различных источников.
[8] Алексеев А. Русская фортепианная музыка конца ХIX - начала XX века. - М., 1969. - С. 199.
[9] Там же, с. 200.
[10] Цит. по: Орлова Е. Очерки о русских композиторах ХIX - начала XX века. - М., 1982. - С. 160.