Спящая красавица

Материалы » Балеты П.И. Чайковского » Спящая красавица

Страница 2

Драматические сцены. Наиболее активные действующие лица балета – это фея Сирени и фея Карабос. Значение этих двух образов подчеркнуто прежде всего, музыкально: в отличие от других персонажей они имеют лейтмотивные характеристики.

Тема Карабос имеет два элемента: первый – острые короткие аккорды с хроматическим возгласом, скачки на уменьшенную квинту. Второй – взлет струнных с поддержкой деревянных на педали медных инструментов. В средней части оба элемента значительно развиваются. Синкопированная педаль валторны и тромбонов – символ препятствия, о которое разбиваются все усилия зловещей темы. В нетональной репризе звучит только первый элемент темы. Безудержное усилие сломить препятствия остается безрезультатным. Таким образом, главные черты образа феи Карабос действенность и целеустремленность.

Лейттема феи Сирени основана на развитии мелодии идеальной красоты и пластичности. В первом проведении тема звучит в октаву у флейты и английского рожка. Ощущается некоторая фантастическая призрачность и застылость. В средней части мелодия звучит в три октавы: у флейты, английского рожка и кларнета. Основа репризы темы феи Сирени – тембровое расцветание и новые гармонические краски в кульминации. Финал пролога – это симфоническая картина, в которой музыка точно отражает все стадии действия: вторжение Карабос, ужас и страх королевского двора и добрых фей, предсказание Карабос. Весь финал построен по принципу диалога: небольшие эпизоды, сменяющие друг друга, выражают состояния и действия двух враждующих групп.

Финал первого действия по типу развития, по строению похож на финал пролога. Тема Карабос завершает свое развитие: здесь она звучит победно. Тема феи Сирени звучит особенно полно и широко; богаче становится фактура, торжественней и шире кульминация. Реприза темы феи Сирени выполняет функцию коды всего акта. Умиротворенно звучит она на фоне шелеста струнных – замок постепенно зарастает высокими деревьями и лианами. Исключительный колористический эффект придает своей звучностью тембр пистона с сурдиной в сопровождении закрытых валторн. Развитие конфликта между феей Сирени и Карабос этим исчерпывается.

Сцена феи Сирени и Дезире – важный драматургический этап, момент связи предшествующих событий с событиями последующими. Вся сцена построена на развитии темы Сирени. Единственный раз в балете ее тема звучит не в E-dur, a в Des-dur – тональности, с которой связан мир поэтичнейшей, возвышенной лирики. Совсем новый колорит вносит инструментовка. На фоне тремоло скрипок и альтов волшебно звучит тема в высоком регистре у флейты с подголосками piccolo и английского рожка. Симфоническое развитие сцены от тонкой лирики к драматическому взрыву происходит очень быстро и логично. Основные приемы, которыми пользуется Чайковский, – это тональные сопоставления, мотивно-тематическая разработка, секвенцирование отдельных мотивов.

Последний эпизод, где появляются темы феи Сирени и феи Карабос, – это симфонический антракт перед третьим действием – «Сон». Название антракта определяет характер музыкального развития – тема сна имеет лейтмотивное значение. Весь антракт объединен своего рода лейтгармонией, двойной доминантой, переходящей в тонику. Начальный мотив темы Карабос появляется неоднократно, но без той активности и угловатости. Гармонии двойной доминанты и тембр арф придают теме ощущение нереальности, зыбкости.

Живописно-изобразительные сцены занимают значительное место в «Спящей красавице» и отвечают требованиям и особенностям жанра балета-феерии. Так же как лирические музыкальные образы воплощены в классических танцах, живописно-изобразительные связаны с характерными танцами. По традиции, характерные танцы в балетах ограничивались серией национальных танцев с весьма условной спецификой. В «Спящей красавице» характерный танец – это, прежде всего портрет. В сюите Драгоценностей вступительный медленный танец близок по характеру к Adagio классических сюит пролога, первого акта. Однако здесь центром становятся вариации, каждая из которых воспроизводит какое-то свойство камня или металла. Для этого Чайковский использует красочность оркестра. Так, массивность и торжественность в вариации феи Золота достигаются плотной инструментовкой: струнные, флейты и английский рожок на фоне медных духовых, а во втором предложении победный блеск золота воспроизведен звучанием четырех валторн с английским рожком. Совсем иное звучание в вариации феи Серебра. Мягкая педаль вторых скрипок и альтов сопровождает звон колокольчиков, поддержанных звуками скрипок с форшлагами; в высоком регистре звучит фортепиано с флейтами, а в репризе и с флейтой piccolo. С плотной и изысканной инструментовкой контрастирует вариация Сапфира, в средней части которой появляется еще один характерный тембр – треугольника. Апофеоз блеска, сверкания наступает в кульминационной четвертой вариации Бриллианта. Вариацию отличает яркая экспрессивность и динамизм. После изящных звонов треугольника энергично звучит струнная группа вместе с флейтами и кларнетами, в сопровождении мягких голосов валторны. Упругость вносит тембр английского рожка в средней части. Прозрачный светлый колорит возникает в начале репризы, однако в конце вариации и особенно в коде снова утверждается стихия виртуозного блеска всех красок оркестра.

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru