Функции хормейстера. Репертуар и работа над хоровым произведением. Требования к отбору репертуара в начальных классах

Материалы » Хоровое пение как вид музыкальной деятельности » Функции хормейстера. Репертуар и работа над хоровым произведением. Требования к отбору репертуара в начальных классах

Страница 2

На первом же занятии можно немного рассказать детям о тембровых особенностях человеческого голоса, о его разновидностях. Ребята должны понять, что каждый голос по – своему хорош и важен в звучании хора.

Назначаются постоянные дни занятий. Для многих коллективов особенно в школах, где имеется вторая смена, одним из таких дней может стать воскресенье, так как практика подтверждает, что воскресенье – самый подходящий для занятий день.

Обычно в воскресенье занятия начинаются в 10 часов утра и заканчиваются в 12 часов дня (перерыв 10 – 15 минут). Это время удобно для проведения концертов, бесед, выездов на дневные воскресные концерты и на музыкальные спектакли в театры. Второй день занятий устанавливается по согласованию с учебной частью школы с учётом расписания уроков.

Обязательное условие успешной работы – деление хоров на младший (I - III классы), средний (IV – VI классы), и старший (VII – X классы) или хотя бы на младший и старший. Только тогда создаются условия творческого развития старшего (он будет постоянно пополняться подготовительными хористами из среднего) и среднего хора; а у младших тоже будет стимул роста – ребята закончат III класс и перейдут в средний хор.

МЛАДШИЙ ХОР характеризуется ограниченным голосовым диапазоном. До первой октавы – ре – ми-бемоль второй октавы. Перед младшим хором ставятся задачи усвоения дирижёрских жестов и выработки хорошей реакции на них ( )

Хоровое исполнительство – важный путь активизации раскрытия творческих сторон личности, мировоззренческой, интеллектуальной, эстетической и эмоциональной. Коллективное творческое исполнительство ведет к увеличению устойчивости музыкальных интересов и потребностей и обогащению их. Известный социолог Ю.В. Шаров пишет: «Развитие потребности в музыкальном творчестве начинается, прежде всего с формирования потребности слушания музыки. Оно ведет к возникновению потребности владения способами музыкальной деятельности (своим голосом, музыкальными инструментами) и может в конечном счете привести к возникновению потребности в продуктивном музыкальном творчестве».

Для того чтобы участники коллектива, исполняя произведение искусства, действительно сопереживали авторский замысел, необходимо воссоздавать картину художественного образа, анализировать его становления, находить объяснения каждому выразительному проявлению его особенности. Только тогда проникновение в замысел произведения будет полным и исполнитель может стать сотворцом, а не механическим «озвучивателем» написанного.

Напряжение мышц, излишнее движение корпусом, нарочитая «артистичность» снимаются, когда участники хора овладевают не только даром проникновения в художественную суть произведения, но и умением выразить свое видение, свое отношение к нему. Это и проявляется в исполнительстве. Логика мышления приводит к правде чувств. Сотворчество подразумевает, что исполнитель как бы пропускает музыкальный образ произведения через чувства, воображение, наполняет этот образ личными эмоциями, аналогиями, воспоминаниями, то есть своим опытом. Убеждения композитора должны стать и его – исполнителя – убеждениями.

Однако сотворчество включает в себя не только умение проникать в замысел автора, но и большую эрудицию, то есть широкий кругозор и объем музыкальных знаний.

Сопереживание – это способность по – своему почувствовать мысли и настроения, которые композитор вложил в данное произведение. Сопереживание помогает открыть не только перед исполнителем, но и перед слушателем общественную значимость и художественную ценность данного произведения.

Однако не всякое произведение может вызвать положительное чувство сопереживания, всколыхнуть мысли, чувства, эмоции. Эмоциональный отклик на произведения искусства зависит от идейно-художественной ценности произведения, а также от степени подготовленности к его исполнению и восприятию.

Одна из ведущих задач детского хорового исполнительства сделать музыкальное искусство постоянной потребности подростка, предметом его увлечения и глубокого интереса. Так, практика многих коллективов показывает, что систематическое музицирование, коллективное исполнительство превращается в потребности музыкального высказывания, самовыражения. Вот почему многие хористы, посещавшие хор с пяти, шестилетнего возраста, не оставляют свои занятия и после окончания средней школы. Одни из них продолжают посещать детский хор, другие переходят в молодежные хоры, организуют свои вокально-хоровые ансамбли по месту учебы и работы. Присутствие в детском хоре «опытных наставников» нисколько не отягощает его звучания, кроме того, служит замечательным примером подражания для младших. Хоровое исполнительство несет широкую образовательную функцию, оно активизирует идеологическую направленность, психическую деятельность, воспитывает память, чувство, вкус, артистичность, выразительность, эмоциональность у старших школьников. Хоровое пение – это не «натаскивание», не вызубривание хоровой партитуры, не слепое выполнение воли дирижера, а прочувствование и понимание художественной сущности произведения, внутреннее согласие с замыслом и исполнительским планом дирижера. Такое единство достигается благодаря совместной творческой работе в процессе осмысливания музыкально – художественного образа произведения, видения его многогранности. Музыка в силу своей специфики допускает вариантность интерпретации художественного образа, что возможно лишь при умении вносить в исполнительство свое субъективное отношение, свое переживание. Исполнители как бы несут ответственность за «жизнь» произведения, за долголетие, признание и понимание слушателями его художественной ценности. «Исполнение есть нечто иное, как искусство выражать неслышимое посредством слышимого».

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru