Флейта в творчестве И.С. Баха

Материалы » Флейта в творчестве И.С. Баха

Страница 6

Первая часть сонаты - Largo. Музыка возвышенна, благородна, здесь господствует умиротворенно-созерцательное настроение. Интересно, что если в трехголосном ричеркаре композитор отдал дань почтения королю тем, что написал пьесу в близком Фридриху музыкальном стиле, то здесь, кроме этого, он еще использовал своеобразную символику, "вписав" в первую часть сонаты свою фамилию. Известно, что Бах очень серьезно относился к вопросам формы, количеству голосов, к числу тактов в пьесе и т.д. Так вот, главная тема в первой части проводится имитационно у флейты и скрипки ровно четырнадцать раз. Это не случайно. Если пронумеровать буквы латинского алфавита, то получится, что буквам, составляющим фамилию Бах (Bach), соответствуют следующие цифры: В - 2, А - 1, С - 3, Н - 8. В сумме - 14. Примечательно, что полностью имя Баха - Johann Sebastian Bach - при таком подсчете (когда I и J считаются как бы одной буквой и им соответствует одно число - 9; то же самое с быквами U и V - им обеим соответствует число 24) дает число 41, то есть, инверсию числа 14. И это отнюдь не единственные числа, с которыми Бах так "играл" и которыми манипулировал. Но это уже тема другого разговора - о баховской символике.

Вторая часть трио-сонаты - обычная в подобном цикле быстрая фугированная пьеса. В ее теме - еле уловимые контуры основной темы "Музыкального приношения". Но и в основном - царственном - своем виде главная тема "Музыкального приношения" здесь торжественно проводится четыре раза: два раза в басу и по одному разу у скрипки и у флейты, причем в партии флейты, предназначенной, естественно, для самого короля, в самый кульминационный момент - сразу после Adagio. Стройность части удивительная: это небольшое Adagio, скорее, остановка бурного движения, почти с математической точностью проводит одну из граней музыкальной формы в точке знаменитого золотого сечения. Это Adagio, как мне кажется, допускает импровизацию каденции в партии флейты, что также было бы в стиле композиторов берлинской школы.

Финал соната Allegro, в котором тема короля приобретает триольную (то есть по три ноты) пульсацию, хотя и напоминающую жигу (английский танец, которым Бах часто заканчивал свои циклические произведения), но в стиле скорее галантном, чем барочном.

По словам А. Швейцера, соната "переносит слушателя на вершины скалистых гор, где жизнь уже прекратилась и нагроможденные друг на друга скалы остро очерченной линией отделяются от голубого неба. Такова красота трио-сонаты из "Музыкального приношения". Она глубока и сурова, но в ней нет уже привлекательного очарования, которым отличается первая соната".

Произведения Баха отличаются законченностью целого, единством, неуклонностью развития, подчинённого одной направляющей мысли. Музыкант стремится выявить все возможности материала – образно – смысловые, композиционные. Развитие, а не показ уже сложившегося образа – вот что прежде всего характеризует баховские формы, большие и малые. Особенно напряжённой творческой работой было для него создание темы. Дальше развитие шло по естественным внутренним законам, в значительной степени диктуемым самой темой.

Произведения композитора наделены и другим важным свойством – пластичностью, стройностью архитектоники. Каждая мелодическая линия имеет здесь художественное обоснование, малейшие частные элементы строго согласуются с целым. Современники рассказывают о тонком понимании, скорее даже интуитивном постижении композитором законов архитектурного строительства. Это чутьё нашло своеобразное претворение в баховском развёртывании музыкальных форм. Его произведения захватывают не только выразительностью, но и безупречной завершённостью, гармоничностью – красотой.

К концу ХVIII века казалось, что музыка Баха безнадёжно забыта. Память о Лейпцигском канторе жила лишь в среде музыкантов. Но даже те, кто им восхищался,- Моцарт, Бетховен – мало его знали. Рукописи Баха пылились на полках архивов, многие рассеялись по городам Германии, безвозвратно погибли.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru