Музыкальное образование и воспитание в Германии: исторический аспект

Материалы » Музыкальное образование и воспитание в Германии » Музыкальное образование и воспитание в Германии: исторический аспект

Страница 2

Формировалась и богатая фольклорная традиция, хотя еще в I веке Тацит в работе «Germania» восхищался германскими песнями: «Они (Германцы) прославляют древними песнями своих предков и героев. Эти песни у них заменяют анналы»[10]. К древности восходят и другие типы фольклорного музыкального искусства.

Большой любовью пользовались шпильманы, странствующие актеры. Они пели, танцевали, владели разными музыкальными инструментами, разыгрывали театральные спектакли, были и циркачами. Всем этим навыкам обучали с детства, обучение становилось семейным, наследственным делом, принципом фольклорной педагогики. В Средние века фольклор находился в жестких условиях церковного гонения. Так, «Саксонское зеркало» IX века утверждает: « .музыканты и прочие все, рожденные нечестно, − все бесправны. Музыканты и фигляры − не люди, как все прочие, ибо они лишь вид людей имеют и почти мертвым подобны»[11]. О том же находим в Постановлении собора в Майнце: «Они (ваганты) никого не боятся. Они любят наслаждения и предаются, как животные, разврату; они больше похожи на гиппоцентавров, чем на людей»[12].

XIII век оказался во многом переломным для Германии. Это было время междуцарствия и швабский хронист жаловался: «Империя без правителя, и всякий, кто может, грабил все, что желал. Страна опустошена, лишена крестьян и утратила все богатства»[13]. Однако именно на этот период, мрачный для истории Германии, приходится высокий и даже уникальный подъем духовной жизни: в Кельне работает немецкий представитель высокой схоластики Альберт Больштадтский, творят поэты: музыканты Тангейзер, Ульрих Лихтенштейнский, Конрад Вюрцбургский, − создается часть вагантского цикла «Carmina Burana». Баварский поэт Вернер Садовник сочиняет первую в Германии крестьянскую повесть «Майер Гельмбрехт», строки из которой сразу стали текстами народных песен и известны в этом виде до наших дней. Появляются «городские» жанры литературы: шванки, мистерии, «животный эпос», дидактическая, аллегорическая поэзия, сатира. Своеобразным жанром была и проповедь. Крупнейший немецкий проповедник XIII в. Бертольд Регенбургский, чья деятельность во многом формировала идеологию Возрождения и Реформации, стал легендой Германии, героем народного театра и многочисленных народных баллад.

Начиная с XIII в., религиозный субъективизм усиливался, создавая новые формы индивидуального мышления и отклоняясь от ортодоксальных догм. Мечта о евангельском братстве Христа породила политическую активность народа, что стимулировало как идеологию Ренессанса, так и во многом идеологию Реформации.

В период Позднего Средневековья традиция светского музыкального воспитания переходит к Университетской корпорации магистров и студентов, истоки которой восходят к монастырским и соборным школам. Музыкальная образованность высоко ценилась в университетской среде, среди магистров были и музыканты-теоретики, и композиторы, и исполнители, причем высокого профессионального уровня. Остальные же были любителями, но хорошо знающими и церковную, и светскую музыку.

Первым немецким университетом, где изучалась музыкальная наука, был Гейдельбергский университет (1386). Это было время, когда музыка получила широкое распространение в общественной жизни. В немецких городах появляются многочисленные кружки, где сочиняют музыку и музицируют. Умение играть на музыкальном инструменте и знание основ музыки считаются необходимыми качествами светской культуры и образованности. Идеал того времени − художник, объединивший в своем лице ученого и музыканта, композитора и исполнителя. Большое внимание уделяется воспитанию и образованию такой личности.

Дискуссии о временных рамках Северного Возрождения ведутся до сих пор, к тому же в северных странах этот период имел свою специфику. Центром художественного творчества был человек с его новым осознанием окружающего мира и самого себя − гуманистическое составляет суть Возрождения. Искусство Севера продолжало «говорить на своем родном языке, который, однако, под могучим воздействием классических идей и образов изменился и обогатился, обрел новую национальную форму, столь необходимую новому содержанию жизни»[14].

Страницы: 1 2 3 4 5

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru