Музыкальное образование и воспитание в Германии: исторический аспект

Материалы » Музыкальное образование и воспитание в Германии » Музыкальное образование и воспитание в Германии: исторический аспект

Страница 4

Основатель немецкого протестантизма Мартин Лютер (1483−1546) также уделял большое внимание музыке. Он изменил практику церковной немецкой музыки, написав 37 гимнов, многие из которых были основаны на народных и светских мелодиях. Музыку он считает вершиной светского знания и замечает: «Если бы я не был теологом, я охотнее всего стал бы музыкантом»[22]. О силе воздействия музыки Лютер пишет Людвигу Зенфлю: «Вне сомнения, что в тех душах, кои склонны к музыке, заложены семена многих прекрасных добродетелей. Те же, которые не имеют таковой особенности, подобны, на мой взгляд, чурбанам и камням. И мое совершеннейшее убеждение − что нет такого искусства, которое могло бы равняться с музыкой»[23].

Лютер полагает, что музыка способна оделить радостью человеческие сердца: «Там, где поют, дух и сердца должны быть радостны и веселы . Ведь господь через своего любимого сына, которого он отдал за нас для избавления от грехов, смерти и дьявола, сделал наш дух и сердце радостными»[24]. Интересно, что Лютер ратовал за всеобщее музыкальное воспитание: «Музыку я любил всегда. Кто знает это искусство, тот хороший человек, искусный ко всему. Музыку необходимо сохранять в школах. Школьный учитель должен уметь петь, иначе я на него и глядеть не хочу»[25].

Не случайно роль музыки в Эпоху Реформации была огромна: именно это время дало новый жанр, протестантский хорал, значение которого стало ведущим в деле музыкального воспитания церковных композиторов, исполнителей и просто прихожан. Для немецких гуманистов и реформаторов главным фактором музыки оставалась ее этическая сущность, поэтому они противостояли средневековой схоластике в теории музыки и пытались согласовать теоретические и практические знания и навыки в музыкальном воспитании и образовании. Так постепенно формируется музыкант нового типа − широко образованный, знающий теорию музыки, умеющий сочинять ее и импровизировать на инструменте, поющий в хоре. С детства он постигает тайны этого искусства и занимается им всю жизнь, становясь профессиональным музыкантом. Появление музыканта нового типа потребовало и новых принципов музыкального воспитания и образования. С начала XVI века в Германии начинает действовать сеть частных корпораций-пансионов, в которых работают преподаватели университетов. По традиции, музыкальное воспитание и обучение продолжалось и в капеллах при соборах, и при светских дворах, где капельмейстер брал на себя функцию учителя музыки.

Специфической немецкой формой музыкального воспитания были сообщества представителей ремесленных цехов − любителей музыки и поэзии – мейстерзингеров. На рубеже XV−XVI веков такие союзы существовали во многих крупных городах: Нюрнберге, Мюнхене, Вормсе, Майнце и др. В союзах существовал устав (табулатура) − система сложных правил, по которым мастер готовил своих учеников, − и ученик должен был пройти несколько ступеней обучения, прежде чем стать мастером. По сути, это была форма самодеятельного искусства, но из среды мейстерзанга нередко выходили прославленные музыканты, например Ганс Сакс.

В школах XVI века музыкальное образование было связано, прежде всего, с приобщением детей к церковной музыке, и руководителем этого процесса был кантор. Кантор был значительной фигурой: он имел университетское образование, обучал детей пению в хоре и игре на инструменте, одаренных − композиции, причем для работы существовали учебники по теории музыки и сборники нот. Кантор руководил и хорами горожан: детским и взрослым.

Кроме того, в Германии продолжали действовать и латинские школы, в которых готовили церковных певчих, но и там уже звучала светская инструментальная музыка.

Так само время диктовало принципы музыкального воспитания и образования. Наступала новая пора, пора кардинальных перемен во всех сторонах немецкой жизни, пора противоречий и новых завоеваний в искусстве.

Страницы: 1 2 3 4 5

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru