Вокальные миниатюры М. Мусоргского лирико-психологического содержания

Материалы » Вокальные миниатюры М. Мусоргского лирико-психологического содержания

мусоргский композитор психологический вокальный

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – русский музыкальный гений, автор великих опер «Борис Годунов», «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка»[1], симфонической поэмы «Ночь на лысой горе», цикла для фортепиано «Картинки с выставки», а также многих романсов и песен. В 2011 году исполнилось 130 лет со дня смерти великого композитора. К этой дате приурочено написание данной дипломной работы.

Вокальная музыка, наряду с оперой, является важнейшим жанровым направлением в творчестве Мусоргского. Здесь, как и в опере, он выступил как подлинный новатор музыкального языка, драматургии, особенностей жанра и формы.

Всего Мусоргский написал 67 романсов и песен, многие из которых объединил в нескольких вокальных циклах: «Юные годы» (1857-1865), «Детская» (1868-1872), «Без солнца» (1874) и «Песни и пляски смерти» (1877).

В своих вокальных сочинениях Мусоргский сумел воплотить новые для своего времени оригинальные задачи, и вместе с тем применить новые, своеобразные приемы для их воплощения. Он — образцовый декламатор, схватывающий малейшие изгибы слова; в своих произведениях он часто отводит ведущее место монологически-речитативному складу изложения. Композитор стремился, с одной стороны, к жизненному реализму, с другой стороны — к красочному и поэтическому раскрытию слова, текста и настроений через музыку, гибко следующей за ними.

Творческая личность Мусоргского достаточно хорошо изучена в отечественном музыкознании; немало написано о его жизни, оперном творчестве, об особенностях оперной драматургии. Большое внимание уделили исследователи и вокальной музыке композитора. Несмотря на то, что издано множество монографий, статей о Мусоргском и его творчестве, его музыка не перестает привлекать внимание исследователей. Так, Э.Л. Фрид пишет: «Не до конца разгадан секрет неповторимости этой удиви-тельной художнической личности и глубокого своеобразия его сочинений, хотя очевидно, что и то и другое связано не только с характером тематики, но и с особенностями индивидуального творческого метода» [15, с. 3].

Музыкальный язык Мусоргского отличается столь радикальной новизной, что многие его находки были восприняты и развиты только в XX веке. Такова драматургия его опер, где композитор, как никто другой, добился воплощения законов драмы средствами музыки; ладогармонический язык, где Мусоргский широко использовал старинные народные лады, диссонансные аккорды, вплоть до тритоновой основы, что предвосхищает искусственные лады; а также его мелодика, вырастающая из характерных интонаций русской речи, песни.

Все исследователи, обращавшиеся к теме вокального творчества Мусоргского, заявляют о его неповторимой самобытности. Так, Е. Дурандина пишет: «Новаторство Мусоргского, широко охватив в 60-ые годы сферу вокальной музыки, выдвигает его сочинения в особый ряд. Ему нет равных в русской камерной музыке, и потому его пьесы часто вызывают недоумение в среде музыкантов. Мусоргский одинок. Ошеломляющая новизна зрелого вокального стиля середины 60-х и 70-х годов вырастает из тех зерен нового, которые мы замечаем почти в каждом раннем опыте» [5, с. 22].

Все вокальные миниатюры Мусоргского условно можно подразделить на две «магистральные» образные сферы. Первая из них - линия критического реализма, где композитор, следуя по пути сценок-монологов А.С. Даргомыжского, создает меткие, реалистически достоверные сценки, портреты. Это широко известные «Светик Савишна», «Семинарист», «Классик», «Козел», «Озорник», музыкальный памфлет «Раек». Данная область вокального творчества Мусоргского наиболее известна, она подробно изучается в курсе музыкальной литературы.

Вторая сфера - линия лирико-психологического содержания, «лирика сердца» (по словам Г. Хубова), связанная с развитием жанров элегии, «русской песни», а также традицией лирических монологов А.С. Даргомыжского и, более опосредованно, с элегиями М.И. Глинки и его современников. Здесь находят выражение личные переживания композитора, интимная лирика, ощущения трагического одиночества, философские раздумья.

Пытаясь оценить степень широкой известности, а также «изученности» вокальных сочинений Мусоргского, авторы пришли к наблюдению, что произведения второй из названных образных сфер менее популярны, реже исполняются и, более того, не всегда находили отклик у современников композитора. При всем сказанном, произведения лирической сферы, на наш взгляд, не менее талантливы, чем сатирические сценки или монологи Мусоргского. В чем-то они даже более ярко демонстрируют новаторские черты его творчества. Эти произведения зазвучали в XX веке благодаря талантливому исполнению Е. Нестеренко, А. Пирогова, Д. Головина, Г. Вишневской, А. Батурина и других певцов.

Одна из проблем, неизбежно возникающая при анализе вокальных миниатюр лирико-психологической сферы – оценка их принадлежности к тому или иному художественному направлению второй половины XIX века. В имеющейся литературе композитора определяют исключительно как яркого реалиста, сконцентрировавшего в своем творчестве все признаки данного метода. Такая точка зрения верна по сути, но не учитывает некоторых иных художественных параллелей, главным образом, с романтизмом, который в период расцвета творчества Мусоргского переживал свой последний яркий взлет (творчество И. Брамса, П. Чайковского, А. Бородина, Ж. Бизе, Р. Вагнера, Ф. Листа, Г. Малера, С. Рахманинова и многих других). Практически все авторитетные исследователи, к которым обратились авторы в процессе написания данной работы, видят в Мусоргском художника-реалиста. Лишь Э. Фрид, рассуждая об особенностях позднего периода творчества Мусоргского, пишет: «Совокупность исследований последних лет позволила выявить такие характерные моменты в позднем творчестве Мусоргского, как усиление этической проблематики и увеличение роли лирического начала, проникновение в произведения композитора отдельных романтических элементов, а главное – возросшая тяга к философскому обобщению явлений действительности…» [15, c. 11].

Некоторые исследователи прослеживают и более прямые параллели ряда произведений Мусоргского с романтической музыкой. Например, Г. Хубов сопоставляет последнюю часть вокального цикла «Без солнца» - «Над рекой» с романсами «Двойник» Ф. Шуберта, «Ночь» П. Чайковского («Меркнет слабый свет»). Тем не менее, эти и подобные им примеры в музыковедческой литературе единичны.

Все вышеизложенное определило цели и задачи работы, ее концепцию, гипотезу, помогло выстроить план исследования.

Цели данной дипломной работы –

анализ вокальных сочинений лирико-психологического склада Мусоргского в процессе эволюции его стиля и художественного метода;

- определение места произведений данной образной сферы в эволюции творчества композитора.

Задачи исследования:

- постижение особенностей вокального стиля и процессов формообразования Мусоргского на примере произведений лирико-психологического склада;

- нахождение параллелей с произведениями музыкального искусства XIX века, в первую очередь – произведениями композиторов-романтиков;

- нахождение художественных параллелей исследуемых произведений с произведениями русской и зарубежной музыки;

- выявление признаков принадлежности исследуемых произведений к художественному направлению романтизм;

- анализ взаимосвязи музыки и поэтического текста;

- анализ особенностей содержания и формы вокальных сочинений.

Гипотеза исследования -

близость произведений лирико-психологической сферы романтическим темам, образам, настроениям. Предположим, что это вторая, противоположная «Савишне» и «Семинаристу», и не менее значительная грань дарования композитора, где целиком раскрылся его сложный внутренний мир.

Предмет исследования

– лирико-психологические романсы и монологи, вокальные миниатюры религиозно-философского содержания, а также вокальный цикл «Без солнца».

Актуальность исследования

– в постановке проблемы, так как в имеющейся литературе мы не находим подобной проблематики.

В своей работе авторы опираются на имеющуюся литературу о жизни и творчестве М.П. Мусоргского, в частности, на исследования Г. Хубова, Е. Дурандиной, Н. Туманиной, Е. Абызовой, Э. Фрид и ряда других. В их работах излагается история создания вокальных сочинений, цикла «Без солнца», анализ содержания и новаторских средств музыкальной выразительности. Наиболее ценной автором видятся исследования Е. Дурандиной, Г. Хубова и Э. Фрид, которые представляют достаточно полные анализы вокальных сочинений. Тем не менее, практически все перечисленные авторы избегают постановки вопроса о принадлежности Мусоргского художественному направлению романтизм.

Работа состоит из трех глав и заключения. В первой главе дана

общая характеристика романсов лирико-психологической сферы Мусоргского, характеризуется их место в вокальном творчестве композитора, прослеживается эволюция жанра. Здесь же дается анализ большинства романсов данной образной сферы, за исключением романсов, посвященных Н.П. Опочининой, а также за исключением вокального цикла «Без солнца». Названные произведения составляют предмет анализа соответственно второй и третьей глав дипломной работы.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru