Заключение

Страница 1

Проанализировав около 20 вокальных сочинений Мусоргского, относящихся к лирико-психологической сфере, авторы работы пришли к определенным выводам, часть из которых была сформулирована в окончаниях трех предшествующих глав. Проведенный анализ содержания, средств музыкальной выразительности романсов и монологов, сравнение с произведениями композиторов XIX века, позволяют сделать выводы о том, что М.П. Мусоргский, обращаясь к данной теме, проявляет себя не только как выдающийся реалист, тонкий наблюдатель портретов, характеров, говоров, но и как поздний романтик, раскрывший с потрясающей глубиной лирико-психологическую образную сферу. Особенно ярко эта тенденция проявилась в 70-е годы, относящиеся к позднему творчеству композитора. Надо отметить, что и фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874), хоть и не относится к данной содержательной сфере, также является романтическим по красочности и яркости фортепианного письма, по кругу сказочных, лирических, бытовых образов.

В процессе анализа мы обнаружили многочисленные параллели с произведениями композиторов-романтиков – Ф. Шуберта, Р. Шумана, П. Чайковского. В связи с этим не вызывает удивления и обращение к романтической поэзии XIX века – Г. Гейне, М. Лермонтов, А. Плещеев, А. Пушкин, А. Голенищев-Кутузов.

Мусоргский использует типичные образы и темы романтической эпохи. Тема странствий («Странник»), крушения идеала («Надгробное письмо», образы потустороннего мира, загробной жизни («Горними тихо летела душа небесами»), образы ночи, как главного времени суток («В четырех стенах», «Видение»), образы трагического одиночества («Элегия», «Меня ты в толпе не узнала», «Окончен праздный, шумный день»), тема неразделенной любви, («Но если бы с тобою я встретиться могла», «Ночь», «Из слез моих выросло много», «Желание»).

Особенно явно принадлежит позднему романтизму вокальный цикл «Без солнца». Пессимистическая концепция, тема одиночества, опустошенности, ухода в мир грез, воспоминаний, «пограничных» состояний психики вызывают аналогии с творчеством П. Чайковского (последние три симфонии, вокальный цикл на слова Ратгауза) и И. Брамса (Четвертая симфония). Особенно тесные параллели можно наблюдать в сравнении с циклом Чайковского на слова Ратгауза. Так, образ темной воды, таинственный и роковой, заставляет сравнить романс «Мы сидели с тобой» из цикла Чайковского и «Над рекой» Мусоргского.

Создавая вокальные миниатюры на тексты известных поэтов, уже воплощенные в известной музыке («Из слез моих выросло много», «Но если бы с тобою…», «Ночь»), Мусоргский ставил перед собой ярко индивидуальные художественные задачи и воплощал их уникальными средствами музыкальной выразительности. Все анализируемые произведения мало походят на современные им романсы Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина. Каждый из романсов, разобранных в данной работе, ярко индивидуален. Мусоргский, исходя от содержания текста, находит различные музыкальные средства выразительности, благодаря которым смог выразить через музыку все нюансы настроения стихотворения, глубочайший психологизм. Каждое слово текста для композитора весомо, он наделяет их определенной интонацией, гармонией.

Ярко прослеживается эволюция в выборе формообразующих средств. В ранний период творчества Мусоргский обращается к простым формам - простой двухчастной («Что вам слова любви»), трехчастной («Ах зачем твои глазки порою»). В зрелый период композитор больше предпочитает такие типы музыкальной композиции, которые позволяют непрерывно развивать музыкальную мысль, точно следовать за всеми нюансами поэтического текста. Этим задачам вполне соответствовали строфическая и сквозная формы.

Интересно, что в последние годы творчества Мусоргского снова привлекает простота и лаконичность формы. Так, романс «Горними тихо летела душа небесами» он пишет в простой трехчастной репризной форме, а романс «Странник» - в форме периода из двух предложений.

Композитор использовал яркие музыкальные средства романтической эпохи, которые способствовали единству его музыкального стиля, а именно - в области гармони и фактуры. В области гармонии он часто обращается к аккордам мажоро-минора, в особенности на VIb ступени. В области фактуры Мусоргский нередко применяет «колышущиеся» фигурации («Листья шумели уныло», «Горними тихо летела душа небесами», «Странник», «Ночь», «Элегия», «Над рекой»).

Страницы: 1 2

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru