Общая характеристика и путь эволюции романсов лирико-психологической сферы в вокальном творчестве Мусоргского

Материалы » Вокальные миниатюры М. Мусоргского лирико-психологического содержания » Общая характеристика и путь эволюции романсов лирико-психологической сферы в вокальном творчестве Мусоргского

Страница 1

В своем вокальном творчестве Мусоргский опирается на достижения русской музыки первой половины XIX века, связанные с развитием жанровых разновидностей русского романса, эволюцией музыкального стиля.

Мусоргский явился продолжателем традиций М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского. От Глинки он унаследовал искусство обобщенного выражения наиболее существенных, типичных сторон образа через песенную мелодию. Песенность музыкального языка Мусоргского, как и Глинки, обусловлена глубоким проникновением в дух и склад народной песни.

От Даргомыжского композитор перенял исключительную чуткость в отношении декламации, бережный подход к произнесению каждого слова, умение тонко и правдиво воспроизводить характерные речевые интонации. Мусоргский называл его «великим учителем музыкальной правды». Помимо общей социально-обличительной направленности творчества, Мусоргского роднят с Даргомыжским пытливый интерес к жизни, быту и индивидуальным характерам простых людей, искусство музыкального портрета. При этом Мусоргский достиг еще большей глубины в передаче сложных психологических переживаний своих героев.

В вокальном творчестве Мусоргского нашли наиболее последовательное выражение эстетические принципы «Могучей кучки». Это проявилось в социально-обличительной и народно-бытовой тематике его произведений, поиске единства слова и музыки, поиске верной интонации, стремлении к доступности музыки для широких демократических кругов.

Создавая новые по содержанию вокальные сочинения, Мусоргский демонстрирует и новизну элементов музыкального стиля и творческого метода, что проявляется в особенностях соотношения текста и музыки, формообразования, особенностей фортепианной фактуры.

Говоря об особенностях соотношения текста и музыки, надо отметить, что для Мусоргского поэзия была равноправна музыке. Такой подход наблюдается и в жанре оперы, где композитор выступает как крупный реформатор жанра, создатель «музыкальной драмы». При создании камерных вокальных сочинений он поначалу не отбирал тексты и обходился тем, что попадало случайно. Но, уже начиная с 1863 года, композитор ищет поэтические тексты, которые были созвучны его желаниям и настроениям. Во время работы он часто усиливает в соответствии с характером образа те или иные детали поэтического текста, меняет акценты, иногда слова, заостряет поэтические образы. Каждое слово текста для композитора весомо, он наделяет их определенной интонацией, гармонией. Исходя от содержания текста, он находит различные музыкальные средства выразительности, благодаря которым выражает через музыку все тончайшие нюансы настроения стихотворения; поэтому каждый из его романсов ярко индивидуален.

Новаторские черты обнаруживает и вокальная форма Мусоргского, и выбор формообразующих средств: он не использует традиционной для вокального жанра куплетной, трехчастной формы, отдавая предпочтение таким типам музыкальной композиции, которые позволяют непрерывно развивать музыкальную мысль, точно следовать за всеми тонкостями текста. Ведь с одной стороны, Мусоргский опирался на речевые интонации, с другой – на прозаические тексты. Этим задачам вполне соответствовали строфическая и сквозная формы. У Мусоргского практически нет традиционных оперных арий, используются жанры песни, ариозо и монолога. Особенно предпочитается монолог, позволяющий свободно следовать за текстом и максимально точно передавать речевую интонацию.

Надо отметить, что новаторские поиски Мусоргского в области музыкального языка часто не находили отклика у современников, и даже товарищей-»кучкистов». Так, Римский-Корсаков находил в его сочинениях «…непрактичные трудности, обрывочность мелодических фраз, неудобства голосовых партий, жесткость гармонии и модуляций, погрешности голосоведения, слабую инструментовку». Ц. Кюи в лирических романсах Мусоргского усматривал «вычурность и отсутствие непосредственного творчества» [5, с. 11]. Г. Ларош был еще более категоричен: он негативно относился к стилю композитора в целом, не одобрял его новаторского музыкального языка.

Непонимание стиля Мусоргского современниками замечательно сформулировал В. Каратыгин: «Кем был Мусоргский для современных ему «меломанов»? Каким-то музыкальным выродком, злостным чудаком, диким анархистом, нарушавшим все музыкальные традиции доброго старого времени, в корне подрывавшим все основы искусства»[2].

Новаторство Мусоргского наиболее ярко проявилось в области вокальной интонации. В своем стремлении к передаче речевых интонаций Мусоргский, как уже было отмечено, продолжает традиции А. Даргомыжского, но трактует их по-своему. Для него неразделимо единство мысль – слово – интонация

, поэтому он стремится не к натуралистическому (как у Даргомыжского) копированию говоров, а к глубокому проникновению в выраженную словом мысль. Особенно явно это заметно в вокальных произведениях позднего периода.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru