Деревянные духовые инструменты

Страница 1

Важным дополнением к основному медному составу духового оркестра является группа деревянных духовых инструментов.

К началу XVIII века в состав русских оркестров входили новейшие деревянные духовые инструменты. Петр I любил музыку, видя в ней мощное средство эмоционального воздействия на людей, объединяющее их волю.

Введение в оркестр деревянных инструментов (преимущественно флейты, кларнета) позволяет существенно расширить его диапазон: например, мелодия (а также гармония), исполняемая корнетами, трубами и тенорами, может быть удвоена в одну или две октавы вверх. Кроме этого, значение деревянных духовых состоит в том, что они, как писал М. И. Глинка, "служат преимущественно для колорита оркестра", то есть способствуют красочности, яркости его звучания (Глинка, правда, имел в виду симфонический оркестр, но ясно, что это его определение применимо и к оркестру духовому).

Значение деревянных духовых инструментов в современном оркестре бесспорно, и, обладая драгоценной способностью выдерживать звук, они имеют перед струнными даже некоторое преимущество. По мнению знатоков, для сохранения равновесия звучности в оркестре количество струнных инструментов должно относиться к числу деревянных духовых по крайней мере, как три или четыре к одному. Технические и художественные средства деревянных духовых не столь богаты, разнообразны и гибки как у струнных.

Они не все могут свободно изменять степень силы звука и часто оказываются даже не в силах управлять качествами своих крайних ступеней внизу или самом верху звукоряда. Кроме того, при относительной силе звука, не все представители этого содружества обладают подлинным piano или надлежащим forte, и размах степеней силы звука, заключенный между этими понятиями, в сущности, весьма невелик и даже в меру условен. Лишенные полной свободы в изменении силы звука, деревянные духовые инструменты связаны также и с некоторыми особенностями в извлечении самого звука, на произведение которого требуется сравнительно больше времени, чем у смычковых.

В своих чисто технических качествах, обладая несомненными достоинствами, они также уступают струнным — относительно они менее подвижны и сложность поручаемых им построений менее замысловата. Даже в способе своего звукоизвлечения они существенно отличаются от смычковых. Если все смычковые инструменты в какой-то мере наделены способностью играть "многоголосно" и в этом смысле они полифоничны, то не все играющие на деревянных духовых инструментах способны издавать более одного звука одновременно, что дает право назвать их монофоничными.

Во многом деревянные духовые инструменты сходны с человеческими голосами и, располагая свойственными им красотами, оказываются не в силах удержать внимание слушателя на достаточно большой отрезок времени.

По способу вдувания струи воздуха деревянные духовые инструменты делятся на два типа:

1. Губные (лабиальные), в которых воздух вдувается через специальное отверстие в головке инструмента. Струя воздуха рассекается об острый край отверстия, благодаря чему приходит в колебание столб воздуха внутри трубки (флейта);

2. Язычковые/тростниковые (лингвальные), в которых воздух вдувается через трость, укрепленный в верхней части инструмента и являющегося возбудителем колебания воздушного столба внутри трубки инструмента (гобой, кларнет, саксофон, фагот).

Из всех известных сейчас музыкальных инструментов, флейта принадлежит, несомненно, к числу немногих, история которых восходит к глубокой древности. Само слово "флейта" применялось древними весьма пространно и этим понятием они обычно определяли вообще все духовые инструменты без различия их природных особенностей и свойств. Однако, подлинным предком современной флейты являются отнюдь не такие представители этой "породы", как флейта простая, флейта фригийская или флейта двойная. Все эти инструменты только именовались "флейтами", но собственно к флейтам прямого отношения не имели.

Не имела прямого отношения к флейте и почитавшаяся долгое время "единственным подлинным предком" современной флейты флейта с наконечником или flute a bес, известная также под именем flute douce или flute d’Angletterre. Наиболее убогим предшественником "флейты с наконечником", бывшей во всеобщем употреблении до середины XVII столетия, был флажолет — простенькая дудочка с "пищиком-свистком" и несколькими дырочками и очень небольшим количеством клапанов. Эта флейточка была некоторое время в ходу в народе и даже сейчас одна из ее разновидностей под именем galoubet пользуется большим вниманием в Провансе.

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru