Деревянные духовые инструменты

Страница 2

Другая разновидность флейты, известная под общим наименованием "косой" или поперечной флейты, являясь несомненным, хотя быть может и весьма отдаленным потомком античной флейты Пана или сиринкса, возникла, вероятно, в одно время с "прямой флейтой" или "флейтой с наконечником", и в отличие от нее не имела уже "пищика", но располагала "боковым отверстием" или амбушюром. Трудно сказать, как протекала жизнь этого инструмента в те годы, когда музыканты были восхищены прямой флейтой и пользовались ею, как единственным представителем этого семейства. Но, так или иначе, в начале XVII века поперечная флейта решительно заявила о себе.

Во второй половине века в Россию из Западной Европы были завезены гобои. Первоначально они применялись в бытовой и театральной музыке, но к концу столетия проникли и в полковые оркестры.

Второе семейство объединения деревянных духовых инструментов составляет гобой со всеми своими многочисленными родичами. В истории музыкальных инструментов гобой известен чуть ли не с незапамятных времен. В Древней Греции он назывался словом "аулос" и легенда приписывает его изобретение фригийскому музыканту Ягнису.

Известно, какое внимание они уделяли сельскому образу жизни и потому легко допустить, что прообразом современного гобоя явилась самая простая тростниковая дудочка, в которую дули через боковое отверстие, проделанное сбоку или через наконечник с соответствующим пищиком, прилаженным к верхнему концу трубочки. Дырочки, которые очень скоро появились, служили для изменения высоты звука.

Однако, в первые века существования этого инструмента он вытачивался отнюдь не всегда из одного куска дерева. Одни делали его из тростника, другие — из ветки бузины, после того, как выскабливали оттуда всю сердцевину. Египтяне пользовались для этой цели ячменным стебельком, а жители Александрии — лотосом. Обитатели Фив предпочитали применять для той же цели кости мулов или козочек, которые они с большим искусством выдалбливали и просверливали надлежащим количеством дырочек. Фригийцы впервые начали их выделывать из букса и называли их "берэсинтами". Это огромное количество материалов, подтверждает распространенность инструмента среди греков, римлян и египтян.

Третий представитель семейства деревянных духовых инструментов — кларнет, принадлежит к числу наиболее молодых участников этого объединения. Он возник в Германии около 1700 года, когда Иохан-Кристоф Дэннэр усовершенствовал старинную французскую свирель chalumeau.

Эта старинная свирель, известная в глубокой древности в качестве "двойного кларнета", имела простой язычок. Ее родиной почитался Египет, откуда она, распространившись на Запад, получила ряд новых "местных" названий — в Италии ciaramella, во Франции chalumeau, а в Германии schalmei. Именно в Европе, вероятно к середине XVII столетия произошло уже разделение свирели на "свирели с простым язычком", получившие преимущественное наименование chalumeau, и "свирели с двойным язычком", — schalmel [13].

Таким образом, кларнет, в своем первобытном виде существовал с давних пор в качестве "народной дудочки" в очертании короткой, цилиндрической трубочки. Эти простые дудочки были известны или с бьющимся язычком, вырезанным из камыша, или с подвязанным к клюву отдельным язычком. Заслуга Дэннэра свелась, следовательно, к превращению старинной свирели — chalumeau в кларнет, который сначала строился из цельного куска дерева и обычно вытачивался из букса или самшита. Сверление этой старинной свирели было по преимуществу цилиндрическим, а самый инструмент заканчивался своеобразным "клювом", на косом срезе которого укреплялась тонкая камышовая пластинка или "язычок". Этот "язычок" в отличие от schalmei был не двойным, а простым. Корпус "шалюмо" заканчивался прямым срезом, подобно флейтам с наконечником, и первые кларнеты в противоположность более поздним не имели еще раструба.

Эти старинные свирели были в большом ходу в оркестрах Франции вплоть до конца XVIII столетия и они обычно строились в виде целого семейства. Самая высокая по объему свирель-сопрано называлась "дискантом". Следующая, альтовая свирель была известна под именем "кварты" или haute-contre, а теноровая и басовая — под именем taille и basse-taille. Этот состав семейства свирелей в дальнейшем в точности был приложен к семейству кларнетов, которое составилось в то время из обыкновенного кларнета-сопрано, кларнета дамур, альт-кларнета, бассэт-хорна и бас-кларнета.

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru