Деревянные духовые инструменты

Страница 3

Одним из самых выдающихся открытий в области "инструментального строительства" первой половины XIX столетия — было создание нового духового инструмента — саксофона, в котором в известной мере объединились характерные особенности медных и деревянных духовых инструментов. Мысль создать новый духовой инструмент впервые зародилась во Франции, где вплоть до 1840 года оркестры составленные из одних духовых инструментов и известные под именем Harmonies или "Musiques militaires", представляли собою крайне несовершенное объединение. В оркестрах духовой музыки или, как их раньше называли,— "хорах военной музыки", присутствовали два рода инструментов — медные и деревянные духовые, которые в силу различных условий не могли создать мало-мальски сносного представления об однородности звука и его единстве с чисто-оркестровой точки зрения.

Причиной тому служила слишком существенная разница в окраске и звучании этих инструментов, которая в конечном итоге и препятствовала им добиться необходимой стройности и соразмерности в звучании. В те отдаленные времена наука об акустике была еще чрезвычайно слабо развита, что сказывалось в деле инструментального производства, и мастера в большинстве случаев до своих открытий доходили ощупью и подчас вполне случайно. Таким образом, переворот, необходимость в котором ощущалась достаточно остро, оказался возложенным на мастеров инструментальной промышленности. С развитием учения об акустике стало возможным разрешить вопрос о новом инструментальном виде, который в дальнейшем явился бы достойным представителем в этой области музыкального искусства.

Именно таким смелым новатором в данном направлении явился сын знаменитого бельгийского инструментального мастера Шарля-Жозэфа Сакса — Адольф-Антуан-Жозэф Сакс. Новый инструмент, который был создан им наряду со многими другими, получил имя своего творца и с тех пор стал называться "саксофоном".

Представитель объединения деревянных духовых инструментов — фагот, с давних пор остается постоянным и неизменным сочленом современного оркестра. В XVI столетии, еще задолго до изобретения фагота, все басовые голоса духовых язычковых инструментов удерживались различными видами низких инструментов. Эти инструменты в своем подавляющем большинстве принадлежали семейству свирелей или лучше сказать — гобоев, и были известны в тогдашнем музыкально-инструментальном обиходе под именем "бомбард" или "поммэров". Некоторые из этих инструментов, — в данном случае речь идет о низких разновидностях семейства, — представляли собою деревянную трубу длиною до десяти футов. Они были очень легки в обращении, но для исполнителя во время игры оказывались непомерно тяжелыми и утомительными.

Такая особенность в свойствах низких свирелей, одна из разновидностей которых чуть ли не была уже известна под именем фагота, проистекала оттого, что их "двойной мундштук", напоминавший очертания латинской буквы S, в своем устройстве был вполне сходен с современной тростью двойного язычка. Тем не менее, во время игры он не вкладывался прямо в губы исполнителя, как у нынешних фаготов и гобоев, но помещался в особой капсуле или "жестянке", в которую музыкант дул через отверстие так, что сама трубка мундштука приходила в содрогание. Ясно, конечно, что при таких обстоятельствах качество звука меньше всего зависело от музыканта и достигнуть тонкой, выразительной игры было невозможно.

Однако при всех своих относительных достоинствах и после трехсотлетнего существования вое эти виды низких свирелей исчезли бесследно и безвозвратно. Так закончилась славная деятельность ближайшего предка современного фагота.

Страницы: 1 2 3 

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru