Методика развития музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста

Материалы » Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста » Методика развития музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста

Страница 4

Хоровое пение все более прочно входит в жизнь школы. В школьном хоровом коллективе создается реальная возможность сделать занятия хора естественным продолжением музыкального воспитания на уроке музыки. Но работа в хоре не должна повторять классной, учебной работы, она направлена на развитие и углубление материала урока. Состав хорового коллектива может отличаться от состава класса. Наиболее успешно в хоровом коллективе работают школьники, имеющие голосовые данные и музыкальный слух. Конечно, значение этих данных не нужно переоценивать. И слух, и голос изменяются в процессе работы с ними, а лучшими условиями для этого являются занятия в коллективе.

Организация хорового коллектива начинается обычно с прослушивания желающих заниматься в хоре. Выявить голосовые данные лучше всего в процессе исполнения хорошо знакомой школьнику песни. Затем учащемуся предлагают исполнить эту же песню в различных тональностях. Для определения примарного, т. е. естественного, не напряженного звучания, примерно в середине диапазона, может быть использовано мажорное трезвучие, которое предлагают поступающему в хор спеть по полутонам, постепенно поднимаясь вверх, а затем, также по полутонам, спускаясь вниз.

С помощью таких упражнений руководитель хора сможет познакомиться с высотой, характером звучания голоса, силой, чистотой и точностью исполнения песни.

Чтобы проверить слух, ритм и музыкальную память хориста, достаточно предложить ему повторить голосом тот или иной звук или несложный короткий отрывок мелодии, сыгранный преподавателем на музыкальном инструменте.

Музыкальные способности у детей, занимающихся в хоровом кружке, не одинаковы. Их развитие также должно направляться по-разному, в индивидуальном порядке. Например, среди кружковцев, обладающих хорошим голосом и музыкальным слухом, встречаются такие, у которых слабо развита музыкальная память. У этих учащихся надо в первую очередь различными приемами развивать слуховое внимание.

Преподавание хорового пения предусматривает развитие у учащихся не только музыкальной памяти, слухового внимания и музыкального слуха, но и навыков хорового исполнения. К хоровым навыкам обычно относят певческое дыхание, четкую артикуляцию, хорошую дикцию, развитие голоса.

Для правильного формирования певческих навыков педагог хора должен детально знать физиологические особенности голосов детей различных возрастов, строение голосового и дыхательного аппаратов, принципы их деятельности.

В начале занятий хора детям нужно объяснить, что на репетициях они должны внимательно слушать исполнение музыки, правильно дышать, отчетливо произносить слова, тщательно разучивать мелодию песни, не кричать во время пения, исполнять песню выразительно.

Выразительность исполнения песен зависит от правильного руководства развитием эмоций школьников. Педагог должен объяснять детям эмоциональный настрой каждой песни на исполнении каждой музыкальной интонации, динамическом рисунке произведения.

Исполнение фольклорных песен предполагает пение на «позиции улыбки». Удерживаемая на лице улыбка улучшает настроение в связи с глубокой связью между мимическими и телесными реакциями и переживаемыми эмоциями. Улыбка способствует повышению количества артериальной крови, протекающей через мозг, т.е. снабжению мозга кислородом.

В работе с хоровым коллективом особое внимание следует уделять качеству звучания детского голоса — его звонкости, полётности, ровности. Для формирования певческих навыков у детей, воспитания у них красивого, здорового голоса хормейстеру большую помощь могут оказать различные вокально-хоровые упражнения.

Формируя певческие навыки, нельзя отрывать друг от друга технические и художественно-эстетические задачи. Это значит, что вокальные упражнения должны подбираться с учетом не только их методической целесообразности, но и художественной значимости. В качестве вокальных упражнений удобно использовать отрывки из исполняемых произведений, являющиеся небольшими и законченными мелодиями.

После того как участники хора освоят основные хоровые навыки и смогут интонационно правильно исполнять музыкальные произведения и различные вокальные упражнения, руководителю целесообразно начать работу над исполнением хоровых произведений без музыкального сопровождения. Именно пение без сопровождения помогает наилучшему развитию музыкального слуха, памяти, точной вокальной интонации.

Хоровое обучение основывается на соответствующем возрасту учащихся хоровом репертуаре. Педагог-хормейстер добивается, чтобы этот репертуар исполнялся школьниками художественно, выразительно, без всякого искусственного, ненужного манерничанья.

Страницы: 1 2 3 4 5

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru