История музыки

Материалы » История музыки

Страница 11

Билет 10

1. Неоклассицизм в музыке XX века и творчество Пауля Хиндемита

Неоклассицизм ― направление в академической музыке XX века, представители которого стремились к возрождению стилистических черт музыки раннеклассического и доклассического периода. Наибольшего развития достигло в 1920-х – 1930-х годах. Как реакция и прямое возражение на музыкальный стиль импрессионизма, неоклассицизм впервые получил своё законченное воплощение в 1910-е годы в фортепианных и вокально-симфонических произведениях Эрика Сати и Макса Регера. В 1920-е годы неоклассицизм получил своё мощное развитие прежде всего в творчестве Игоря Стравинского, Альбера Русселя и Отторино Респиги, а также молодых последователей Сати, представителей французской «шестёрки» (Дариус Мийо, Артюр Онеггер, Франсис Пуленк и других) и некоторых других композиторов. В Германии это направление возглавил Пауль Хиндемит – немецкий композитор, альтист, скрипач, дирижёр, педагог и музыкальный теоретик.

Хиндемит – один из крупнейших немецких композиторов своего времени. Глубоко откликаясь на современную эпоху, Хиндемит искал внесубъективных форм выражения этого отклика и держался в стороне от музыкальной моды, в том числе – от додекафонии. Его ранние работы написаны в позднеромантическом стиле, в дальнейшем композитор обращается к экспрессионистской манере сочинения, отчасти в стиле раннего Арнольда Шёнберга, а в 1920-е годы – к сложному контрапунктическому стилю. Часто этот период в творчестве Хиндемита называют «неоклассическим», но его сочинения этого времени сильно отличаются от работ Стравинского, по отношению к которому обычно применяется этот термин. Манера письма Хиндемита скорее приближается к контрапунктическому языку Баха, чем к ясности классицизма Моцарта. Этот новый стиль прослеживается в серии работ под названием «Kammermusik» (камерная музыка), создававшихся в период с 1922 по 1927 год.

В течение своей творческой карьеры Хиндемит неоднократно обращался к нестандартным составам, например, в 1949 году он написал сонату для контрабаса и фортепиано. В 1930-е годы Хиндемит от камерной музыки переходит к сочинениям для большого оркестра. В 1933-35 он пишет одну из своих самых известных опер – «Художник Матис», в основе сюжета которой – жизнь художника Маттиаса Грюневальда. Эта опера пользуется большим уважением среди музыкантов, но, как и большинство других опер XX века, редко ставится на сцене. В этой опере Хиндемит попытался объединить неоклассицизм ранних работ и народную музыку. В дальнейшем музыку из оперы «Художник Матис» Хиндемит использовал в одноимённой симфонии, которая стала одним из самых известных сочинений композитора. Хиндемит обращался к т. наз. «публичной» музыке – музыке, предназначенной отразить какое-либо политическое или социальное событие, часто написанной для исполнения любителями. Один из известных примеров такого сочинения в творчестве Хиндемита – «Траурная музыка» , написанная в 1936 году. Хиндемит готовился к концерту на BBC, когда узнал о смерти английского короля Георга V. Буквально за несколько часов композитор написал по этому поводу небольшую пьесу для альта и струнных и исполнил её в тот же день. Возможно, самое известное и часто исполняемое оркестровое произведение Хиндемита – «Симфонические метаморфозы тем Вебера», написанные в 1943 году. 5 апреля того же года состоялась премьера симфонии в исполнении этого оркестра под управлением самого Хиндемита. Это сочинение – образец «позднего», строго контрапунктического периода творчества Хиндемита. «Симфония in B» – одно из основных произведений в репертуаре духовых оркестров и по сей день.

2. Творчество С. С. Прокофьева. Новатор.

Становление Прокофьева как композитора протекало в противоречивой, сложной обстановке, отмеченной интенсивными поисками новых тем и выразительных средств во всех областях искусства. Вместе с тем стремился к независимости и самостоятельности. Произведения, написанные за предреволюционное десятилетие, охватывают почти все жанры. Большое место занимает фортепьянная музыка: 2 концерта для фортепиано с оркестром (1912: 1913, 2-я редакция 1923), 4 сонаты, циклы («Сарказмы», «Мимолётности»), токката и др. пьесы. Кроме того, в эти годы Прокофьевым созданы 2 оперы («Маддалена», 1913, и «Игрок» по Ф. М. Достоевскому, 1915–16, 2-я редакция 1927), балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1915–20), «Классическая» (первая) симфония (1916–17), 1-й концерт для скрипки с оркестром (1921), хоровые и камерно-вокальные сочинения. Уже в ранний период выявляются характернейшие черты творческого облика Прокофьева – активное отношение к жизни, оптимизм, энергия и воля. Обширен диапазон тем и образов: тонкий лиризм романсов на слова А. А. Ахматовой (1916) и напряжённая экспрессия «Игрока»; живописность и поэтичность сказки «Гадкий утёнок» для голоса и фортепиано (1914) и стихийная сила оркестровой «Скифской сюиты» (1914–15); острый гротеск «Сарказмов» и скоморошья сказочность балета «Сказка про шута .».

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru