История музыки

Материалы » История музыки

Страница 9

Билет 8

1. Отечественная музыка второй половины XX века (из книги Назаровой)

Щедрин, Эшпай, Леденёв, Чайковский, Волконский, Губайдулина.

Возможность расширения знакомства с зарубежной музыкой и изучение новейших техник композиций.

В 60-е постепенно обогащался концертный репертуар советских оркестров и солистов. Начинает исполнятся музыка 20 века, сочинения Ониггера , Орфа, Стравинского и т.д. К концу 60-х советская музыка преодолела изоляцию, от западноевропейской музыки рост технической оснащенности советских композиторов, стремительно преодолевших «отставание» от своих зарубежных коллег, при этом не потеряв свой национальный облик.

До 1975 года года смерти Д.Д.Шостаковича продолжался период, который можно назвать «эпохой Шостаковича», настолько сильным было влияние великого маэстро на отечественную культуру. Существует понятие «школа Шостаковича». Учениками композитора считались и его непосредственные ученики, как Г.Свиридов, Г.Уствольская, К.Караев, Б.Чайковский, Б.Тищенко, и музыканты, близкие по духу, стилю, видению мира, как М.Вайнберг. Творчество Георгия Васильевича Свиридова (19151998) выделяется особой гармоничностью и уравновешенностью, простотой языка и поэтической тонкостью. Почти каждое произведение Свиридова «Патетическая оратория», «Пушкинский венок», «Отчалившая Русь», «Петербургские песни» и др. это песнь о России и поэте.

Еще при жизни Шостаковича, в 60е годы, наступает новый этап в развитии музыкального творчества. Он связан с новыми именами и революцией в музыкальном языке: молодые композиторы жадно осваивали новые системы мышления, в первую очередь системы Стравинского и Шёнберга. Часть композиторов (Р. Щедрин, С. Слонимский, Н. Сидельников, А. Эшпай, В.Гаврилин, Ю. Буцко, Б. Тищенко) много внимания уделяли фольклору и открыли в нем новые возможности. Разрабатывались те пласты народной музыки, которые раньше использовались меньше: самые древние и самые современные. Например, Родион Константинович Щедрин (род. в 1932 г.), автор известных балетов («Анна Каренина», «Чайка» и др.), обратился к жанру частушки и написал несколько ярких «частушечных» произведений концерт для оркестра под названием «Озорные частушки», оперу «Не только любовь». Николай Николаевич Сидельников (19321992) в блестящем оркестровом концерте «Русские сказки» привнес в них джазовые черты в веселой, озорной части под названием «Там пастушки песни старые играют, да на новый лад».

Понятие «новый лад» своеобразная метафора, отражающая ключевые черты времени 60х: музыка стремительно наверстывает упущенное, осваивает все то новое, что появилось давно, но стало известно у нас только сейчас. Открывается и собственное искусство 1020х годов, заново прочитывается поэзия «серебряного века». В эти же годы обозначилось крыло, которое позднее назвали «отечественным авангардом». Поиски «авангардистов» долгое время не приветствовались, их сочинения почти не звучали в нашей стране даже тогда, когда мир заговорил о них, хотя шли уже 70е годы. Теперь, в 90е годы, эти имена широко известны: А.Шнитке, Э.Денисов, С.Губайдулина, Н. Каретников.

2. Русские контакты Равеля. Дягилев, Нижинский, Мусоргский, Анна Павлова

В своей книге мемуаров «Против течения» выдающийся русский хореограф Михаил Фокин пишет о том, как летом 1910 г. в Париже он высказал Сергею Дягилеву мысль о возможности постановки в предстоящем русском сезоне балета «Дафнис и Хлоя». Дягилеву (а в еще большей степени художнику Льву Баксту) либретто Фокина понравилось, и именно Дягилев не только предложил Равелю написать музыку к будущему балету, но и познакомил композитора с хореографом. При первой встрече Равель сыграл Фокину свою «Ундину», и музыка ее понравилась Фокину настолько, что он даже задумался о возможности ее балетного воплощения. Осенью 1919 г. композитор получил от Дягилева заказ на хореографическую поэму «Вальс». По заказу русского дирижёра С. Кусевицкого Равель выполняет оркестровку «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского. Последним произведением тяжело больного композитора были «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот». Они были написаны для русского певца Ф. И. Шаляпина.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru