История музыки

Материалы » История музыки

Страница 5

композитор симфонический фольклорный фортепианный

Билет 5

1. Творчество Густава Малера

7 июля 1860, Калиште, Чехия – 18 мая 1911, Вена – австрийский композитор и дирижёр. Один из крупнейших симфонистов XIX и XX веков и один из ведущих дирижеров своего поколения. Как композитор он сыграл роль моста между поздним австро-германским романтизмом XIX века и модернизмом начала XX века. При жизни был признан в первую очередь в качестве дирижера, настоящая популярность пришла к его произведениям спустя полвека после его смерти. Наследие Малера относительно невелико и почти полностью состоит из песен и симфоний. Малер был замечательным симфонистом, автором десяти симфоний (последняя, Десятая, осталась незаконченной автором). Все они занимают центральное место в мировом симфоническом репертуаре. Также широко известны его эпическая «Песнь о Земле», симфония с вокалом на слова средневековых китайских поэтов. Широко исполняются во всем мире малеровские «Песни странствующего подмастерья» и «Песни об умерших детях», а также цикл песен на основе народных мотивов «Волшебный рог мальчика». А. В. Оссовский был одним из первых критиков, давших высокую оценку произведениям Малера и приветствующим его выступления в России.

Музыковеды отмечают в жизни Малера три явно выраженных периода творчества:

- длинный первый период, простирающийся от работы над «Печальной песнью» в 1878–1880 годах до окончания работы над сборником песен «Волшебный рог мальчика» в 1901 году.

- более интенсивный «средний период», заканчивающийся с отъездом Малера в Нью-Йорк в 1907 году

- краткий «поздний период» элегических работ до его смерти в 1911 г. Основные работы первого периода – это первые четыре симфонии, цикл «Песни странствующего подмастерья» и различные сборники песен, среди которых выделяется «Волшебный рог мальчика». В этот период песни и симфонии тесно связаны и симфонические произведения являются программными; к первым трем симфониям Малер первоначально опубликовал развернутые программы. Средний период состоит из триптиха чисто инструментальных симфонии (пятой, шестой и седьмой), песен на стихи Рюкерта и «Песен об умерших детях» . Особняком стоит хоральная Восьмая симфония, которую некоторые музыковеды рассматривают как самостоятельный этап между вторым и третьим периодами творчества композитора. К этому времени Малер уже отказался от явных программ и описательных названий, он хотел писать «абсолютную» музыку, которая говорила бы сама за себя. Песни этого периода потеряли большую часть своего фольклорного характера, и перестали использоваться в симфониях так явно, как раньше. Работы краткого заключительного периода – это «Песнь о земле», Девятая и (незаконченная) Десятая симфонии. Они выражают личные переживания Малера накануне смерти. Каждое из сочинений заканчивается тихо, показывая, что стремления уступают место смирению. Дерик Кук считает, что эти работы являются скорее любящими, чем горьким прощанием с жизнью;

Ни одна из этих последних работ не была исполнена при жизни Малера.

2. Оперное творчество Прокофьева

«Маддалена», опера в одном действии 1913 (1911);

«Игрок», опера в 4 актах, 6 картинах,. 1927 (1915-16);

«Любовь к трём апельсинам», опера в 4 актах, 10 картинах 1919; «Огненный ангел», опера в 5 действиях, 7 картинах, 1919-27;

«Семён Котко», опера в 5 действиях, 7 картинах по повести В. Катаева «Я сын трудового народа 1939;

«Обручение в монастыре», лирико-комическая опера в 4 действиях, 9 картинах по пьесе Шеридана «Дуэнья1940;

«Война и мир», опера в 5 действиях, 13 картинах с хоровым эпиграфом-прологом по роману Л. Толстого1941-52;

«Повесть о настоящем человеке», опера в 4 действиях, 10 картинах по одноименной повести Б. Полевого,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru