История развития джазовой ритмики в ее взаимосвязи с джазовой стилистикой

Материалы » Наиболее эффективные методики развития джазовой ритмики » История развития джазовой ритмики в ее взаимосвязи с джазовой стилистикой

Страница 2

Эволюция развития джазовой ритмики имеет свои этапы и особенности связанные с развитием основных джазовых стилей и направлений. Первый этап эволюции проявился в результате взаимодействия западноафриканской ритмики с европейской мелодикогармонической организацией в основном направлении джазовой музыке, – свинге. Многие исследователи (Э. Фейертаг, С. Манукян, И. Бриль и др.) определяют изначальное проявление черт, характерных для джазовой ритмики именно в нём. С другой стороны, сама джазовая ритмика состоит из основных черт, присущих и впервые проявившихся именно в свинге как музыкальном направлении. Здесь мы можем говорить о процессеах взаимодействия и взаимоформирования джазовой ритмики и основных джазовых направлений. Исходя из выше изложенного, рассмотрим свинг более подробно.

Название этого стиля происходит от слова «освинговывать», то есть «раскачивать». Главнейшими приемами свинга являются синкопирование мелодии, произвольное изменение ритмической структуры фразы. Свинг (от англ. качание, взмах) – выразительное средство в джазе, характерный тип метроритмической пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма от опорных долей граунд-бита. Музыка эта как бы «раскачивается», подчиняясь упругому, волнообразному ритму, наложенному на извилистое «подпочвенное течение» мерного танцевального аккомпанемента [18].

Временными границами эры свинга являются джазовая лихорадка 20-х и бум рока 60-х. Свинг начался не с биг-бендов, а с маленьких оркестров- комбо. Чикагский стиль сыграл в рождении свинга огромную роль. Зарождение биг-бендов, столь тесно связанных со свингом, произошло еще в недрах «горячего джаза» в 1924г. Влияние свинга было столь сильным, что вскоре каждый джазовый ансамбль начал осваивать новый стиль ритма, и слово «свинг» сделалось синонимом самого джаза. Музыканты чаще пользовались простыми аранжировками, которые они гармонизировали на слух и запоминали. Основная часть репертуара складывалась в процессе джем-сейшн, когда ансамбль, как правило, сопровождая солиста, играл короткие риффы (повторяющиеся мелодико-ритмические фигуры, впервые широко применены именно в джазовой ритмике), иногда изменяя их в каждом очередном хорусе. Таких готовых типовых фигур имелось множество, но нередко создавались и новые - когда один из исполнителей предлагал свою мелодико-ритмическую линию, а остальные подбирали к ней гармонию.

В 1923 - 1926 гг. Ф. Хендерсон вместе с Доном Редманом разработали главные принципы исполнения музыки биг-бендами. Противопоставление группы саксофонов и группы медных духовых инструментов позволяло одним держать мелодическую линию, а вторым поддерживать мелодии короткими ритмическими фигурами. Все танцевальные оркестры свинга играли по этой модели. Слово «свинг» впервые появилось в пьесе «If It aint's got that swing», написанной и исполненной Дюком Эллингтоном в 1932 г. Оркестр Бенни Гудмена явился пиком стиля. У стиля были свои отличительные черты – фрагментарная исполнительская манера. Солисты обычно начинали фразы с третьей доли такта (а не с первой), что стало возможным из-за непрерывного ритма, разрушившего границы между тактами [19]. На втором отрезке своего развития, после 1935 года, свинг приобрел уже стабильные черты стиля. Музыкальная ткань исполнения резко уплотнилась. Наконец, в 1940 году в биг-бенде свинга увеличилось количество медных духовых инструментов, что привело к меньшей подвижности музыкальной ткани произведений.

Свинговая пульсация со своим специфическим сочетанием секционной техники игры и сольной импровизации, особым тембровым колоритом создала тот неповторимый, узнаваемый стиль, основанный на постоянном отклонении ритма (то опережение, то запаздывание) от опорных долей [1]. Свинг создает впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия. Отсюда эффект раскачивания звуковой массы. В отличие от новоорлеанского джаза, ставшего традиционным, в свинге нет одновременной коллективной импровизации. Все музыканты исполняют обычно записанный более или менее сложный аккомпанемент к импровизации солиста – любого участника оркестра, который играет, конечно, без нот. Вот это умение солистов свободно импровизировать на фоне интересно аранжированного, отрепетированного аккомпанемента и четкой пульсации ритма и явилось главным отличительным признаком свинга.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru