История развития джазовой ритмики в ее взаимосвязи с джазовой стилистикой

Материалы » Наиболее эффективные методики развития джазовой ритмики » История развития джазовой ритмики в ее взаимосвязи с джазовой стилистикой

Страница 4

Следующий этап развития джазовой ритмики связан с системообразующим направлением джазовой музыки – афро-кубинским или латино-американским джазом, оказавшим ведущее, наряду со свингом, воздействие на формирование джазовой ритмики. Афро-кубинский джаз возник из совместного музицирования американцев с кубинскими музыкантами, прибывшими в ряд городов северо-запада США по окончании второй мировой войны. При более внимательном изучении процесса формирования «афро-кубинского джаза» обращает на себя внимание тот факт, что обусловливающим моментом в этом вопросе явились не столько имманентно присущие джазовой музыке потребности в обновлении, сколько «внемузыкальные» причины, связанные с кардинальным изменением политической ситуации на Кубе по окончании второй мировой войны, вызвавшей массовую миграцию на континент. Падение интереса к музыке биг- бендов, заставило оркестровых лидеров искать новые пути развития. Одним из них, достаточно плодотворным, как продемонстрировали дальнейшие события, оказался «контакт» с вновь прибывшими музыкантами, среди которых было немало прекрасных исполнителей на ударных инструментах (в частности, Кандидо, Мачито, Чано Позо, Чучо Валдес). Они не являлись конкурентами традиционным джазовым барабанщикам – представителям, так сказать, «джазовой кухни», то есть установки, состоящей из большого, малого барабанов, альт и бас-томы, большой тарелки и хай-хета, поскольку играли преимущественно на бонгах, конгах, марaкасах, реко-реко и тимбалесе. Как следствие игру первых исполнителей на ударных инструментах обозначают английским словом – «drums», а вторых – «percussion». Также подчеркнем тот факт, что традиционные ударники работают, как правило, с помощью палочек различных видов, а перкуссионисты, как правило, непосредственно руками (ладонями, пальцами). Иными словами в джазовом биг-бэнде произошло совмещение drums и percussion приведшее к заметному расширению ритм-группы, что является производным и чрезвычайно важным в обновлении и обогащении ритмической основы джазовой музыки.

Для понимания особенностей ритмики афро-кубинского джаза следует более подробно остановиться на особенностях ритмической организации афро-кубинской музыки, ее отличий и взаимодействии с музыкой традиционных джазовых направлений, описанных выше. Кубинская музыка основана на точном совмещении ритмов, причем каждый из них занимает определенное место в постоянно меняющемся акустическом узоре. В ритмическую полифонию вплетаются контрабас и фортепиано. Все время должен существовать определенный стиль фразировки, которую с трудом улавливают даже опытные джазмены. В кубинской музыке главенствует моторно-движущая основа, так как кубинцы воспринимают музыку в качестве импульса, который обязательно влечет за собой движение. Пение и танец неразрывны, - отсюда очень сложная мелодия. В отличие от общепринятой джазовой системы в этом стиле шла опора на 8/8, что создавало основу для более легкой, «порхающей» мелодической линии импровизации [28].

Что касается взаимодействия с традиционным джазом, то, как показывает анализ, на первых порах ритмика обоих типов – традиционно джазового и кубинского – была большей частью как бы разведена по отдельным разделам. Яркой иллюстрацией тому являются ранние композиции афро-кубинского джаза, в которых крайние разделы общей трехчастной формы демонстрируют опору на джазовую моторику (свинговый марш-шествие – 1-я часть; танцевальная - третья часть, смесь болеро и бегина), а средняя часть условно названная – кубинской, вся основанна исключительно на percussion. Подобный контраст наблюдается также и на уровне аранжировки: в крайних разделах сделан акцент на духовые инструменты, средняя часть представлена перекличками ударных инструментов и голосами исполнителей (в свою очередь последние имеют своеобразный антифонный характер разговор солиста и всех остальных) [14]. Вместе с тем стоит отметить, что в ходе эволюции джаза подобный подход будет неоднократно демонстрироваться в музыкальных работах в рамках иных стилевых направлений (барокко-джаз, третье течение, евро-джаз, фьюжн и т. д.). И опять таки ритмика свинга и би-бопа является доминирующей на этапе их возникновения, поскольку она чрезвычайно удобна в процессе накопления опыта взаимодействия различных культур.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru