Николай Семёнович Голованов: милосердия двери из сюиты "Всех скорбящих радосте"

Материалы » Николай Семёнович Голованов: милосердия двери из сюиты "Всех скорбящих радосте"

Страница 2

В 1923 г. вместе с режиссёром Владимиром Лосским поставил знаменитый спектакль-капустник "Севильский цирюльник дыбом", пародировавший авангардную режиссуру, в частности, Мейерхольда. Все женские роли исполняли мужчины, мужские - женщины (Нежданова пела графа Альмавиву).

Его дирижёрская манера отмечена сильным волевым началом, яркостью контрастов, прекрасным чувством драматургии. Особенно славилось его замечательное исполнение русских опер. Николай Голованов был четырежды удостоен Сталинской (Государственной СССР) премии - в 1946, 1949, 1950 и 1951 гг. В 1948 г. ему было присвоено звание Народный артист СССР. Умер 28 августа 1953 г. по старому стилю.

Творческое наследие Николая Голованова насчитывает 46 опусов : 2 одноактные оперы ("Принцесса Юрата" и "Богатырский курган"), симфонию, более 200 романсов, свыше 50 обработок песен разных народов, симфонические поэмы, увертюры. Особое место заняла хоровая музыка. Это 2 опуса светских хоров, 2 кантаты, ранние (без опуса) сочинения для детского хора. Будучи глубоко религиозным человеком, а также многоопытным регентом, работавшим с замечательным хоровым коллективом и богатым репертуаром, Голованов оставил немалое духовно-музыкальное наследие. Это 8 опусов духовных песнопений.

Более половины духовных произведений ( 33 песнопения и 8 переработок ранних сочинений) Голованов написал уже в советское время. И это поистине удивительно. Он оказался чуть ли не единственным в СССР крупным музыкантом, который в таком объёме в течении более 30 послереволюционных лет создавал духовную музыку, не имея при этом никакой возможности услышать её, т.е. писал "в стол"…

О непрерывных связях Голованова с Синодальным училищем говорят посвящения и сама стилистика его песнопений. Он не мог не впитать духа того времени. Его сочинения - последняя глава в истории церковного пения России, и ее "нового направления"; прежде всего это музыка талантливого и высокообразованного композитора и знатока хора. Что особо поражает в творчестве Голованова — это необыкновенность, молитвенность многих его сочинений. Несмотря на сложнейшие конструкции его произведений, они церковны: при их пении можно молиться, это "богослужебная" музыка. Такие произведения, как "Ныне отпущаеши ." (ор. 3, N 1), "Хвалите Имя Господне ." (ор. 3, N 2), "Душе моя ." (ор.5, N1), "Богородице Дево, радуйся ." (ор. 9, N1), "Ныне силы небесныя ." (ор. 9, N3), "В молитвах неусыпающую Богородицу ." не имеют себе равных среди произведений этого стиля - как оригинальных, так и переложений. В последних чувствуется не только влияние Синодального училища, но своеобразие и сложность, что является отличительной чертой Голованова. Большой распевностью отличается "Приидите поклонимся ." (ор. 5 N2), "Елицы во Христа ." (ор. 9 N2), "Господи спаси .", трисвятое. "Блажен муж ." (ор. 9 N6) написан в манере пения Синодального хора; очень трудна по технике Херувимская песнь (ор. 5 N3), Софроньевская. Все сочинения, перечисленные здесь, написаны для смешанного хора. Теми же качествами обладают произведения для мужского хора. Сложность изложения сочинений Голованова, поздний выход из печати, последовавший крах всего церковно-певческого дела в России - всё это послужило причиной того, что о них в наших церковных хорах почти не знали и не исполняли их. Исключение представлял только Синодальный хор, который пел сочинения Голованова и особенно хорошо под управлением автора в Успенском соборе.

При анализе музыки Голованова возникают вопросы: каковы жанры и техника композиции духовных произведений? Есть ли новизна письма, отражающая тенденции Новой школы? Искал ли композитор "новые берега"- и в старое, и в новое время? Сформировался ли, наконец, у него собственный стиль духовной музыки?

Опубликованные опусы 36,37, 38 и 39 открывают панораму духовно-музыкальных произведений, сочинённых и в разное время, и в разных жанрах, сочинений, которые при всём их функциональном различии объединены общей идеей богослужебного пения. Имеются в виду неизменяемые песнопения, музыкальная основа которых не подвергается варьированию в течении "годового круга". Эта панорама как бы является введением новой канонической "тематики", что вполне объяснимо военным временем 1941-1945 годов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Голованов, прекрасно владея материалом, эмпирически и теоретически освоенным, творчески соприкоснулся с наиболее существенными песнопениями годового круга. Композитор, прекрасно зная уставное пение и современный ему репертуар, возможно, не случайно предпочитал сочинять скорее в области отдельных жанров, нежели объёмных служб и целостных циклов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru