Николай Семёнович Голованов: милосердия двери из сюиты "Всех скорбящих радосте"

Материалы » Николай Семёнович Голованов: милосердия двери из сюиты "Всех скорбящих радосте"

Страница 4

Композитор по-разному обозначил состав сюиты: в оглавлении сборника ед. хр. 59 включены первые 6 номеров, а в каталоге ед. хр. 4015- только 4 номера, следующие же 2 номера (молитвы к Казанской иконе Богоматери) фигурируют отдельно. Названия номеров сюиты:

1. "К Богородице прилежно ныне притецем"

2. "Не умолчим никогда, Богородице"

3. "Не имамы иныя помощи"

4. "Милосердия двери"

5. "Заступнице усердная"

6. "Притецем, людие"

" Чудная Царице Богородице!

Услыши молитву раб Своих,

Прими наша слезы теплыя,

Не лиши нас Царства Небесного,

Избави нас муки вечныя!"

Хор "Милосердия двери" посвящён светлой памяти А.Д. Кастальского (1856-1926), выдающегося композитора, знатока древнерусского пения, учителя Голованова и признанного главы "школы Синодального училища". Отметим, что Голованов посвятил Кастальскому больше, чем кому-либо духовных произведений.

Хор представляет собою тропарь из последования ко Святому причастию, написанный на старославянский богослужебный текст. Это молитва, обращённая к Богородице, которая в литургическом богослужении исполняется перед таинством Причастия. Написано произведение 9 марта 1942 года, в Москве. Интересно, что музыка хора почти точно повторена и разработана в романсе Голованова "Эти бедные селенья" на слова Ф.И. Тютчева, написанном 19 марта 1942 года. За такой короткий промежуток времени композитор смог умело показать и донести главную идею в абсолютно разных жанрах - светский романс и духовный концерт Такое слияние и сочетание жанров, объединённых об идеей, выражает один общий импульс - мысли о судьбе России.

Текст хора "Милосердия двери"

Голованов глубоко почитал Богородицу. Недаром в творчестве композитора, даже в светских произведениях, неоднократно используются обращённые к Ней молитвенные тексты (романсы 21,№ 4 "К Пречистой" на слова Т.Л.Щепкиной-Куперник и ор. 41,№ 1 "Канон Богородичен" на слова М.И.Шкапской, хор "Утоли моя печали" ор.8,№ 7, на слова А.Б.Кусикова).

Хор "Милосердия двери" является Богородичным концертом, написанным для смешанного хора a¢cappella. Наличие divisi во всех партиях с частым использованием баса-профундо говорят о том, что хор написан для крупного состава. Это объясняется тем, что сам Голованов работал и писал произведения преимущественно для Синодального хора, количественный состав которого насчитывал до двухсот человек.

Форма этого концерта одночастная, единого строения со сквозным развитием. Внутри, условно, можно выделить два раздела с заключением:

Весь комплекс музыкально-выразительных средств направлен на выражение эмоционального состояния молитвы, прошения, надежды.

В первом, условном разделе, в начальных пяти тактах закладывается основной музыкальный материал, то интонационное звено, которое будет развиваться и видоизменяться на протяжении всего произведения.

Начинается произведение со вступления мужских голосов на доминантовом звуке в октавном унисоне, в динамике pp ,создающее образ колокольного звона. Архаика звучания, унисоны, статичность мелодического движения- всё это напоминает древние роспевы.

Далее вступают женские голоса – сопрано и альты, в унисон, в динамике р. : "Милосердия двери отверзи нам"; эта основная тема в их исполнении будет звучать и видоизменяться на протяжении всего произведения.

Так как опыт исполнения произведений у Голованова был только с Синодальным хором, и писал он для Синодального хора, то можно предположить, что сопрано и альты - это указания не авторские, а редакторские. Голованов предслышал исполнение этого хора именно детскими голосами. Так как в конце XIX, начала XX веков женские голоса в практике хорового пения не использовались. Помимо исторической ссылки, также это можно объяснить тем, что композитор в произведении не использует все возможности женских голосов, а именно партии вторых альтов; не перегружает их (редко использует дивизи). Самый низкий звук вторых альтов- это до диез первой октавы, по сути не раскрывающий всю красочность, "бархатность" звучания альтового голоса. Памятуя традиции Синодального хора, в дальнейшем буду обращаться не к женским, а к детским голосам. Светлое, бестелесное, ангелоподобное звучание дискантов (дишкантов) рисует образ искренней молитвы. Так же Голованов делает упор на мужские голоса, показывает всю красоту звучания партии баса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru