Особенности фактуры, метроритма и динамики в фортепианных произведениях Стравинского

Материалы » Фортепианные произведения И.Ф. Стравинского » Особенности фактуры, метроритма и динамики в фортепианных произведениях Стравинского

Страница 4

Интонации народного колыбельного жанра Стравинский использует и в Концерте для фортепиано и духовых (во 2-ой части).

Другой значительной тематической линией в анализируемых циклах являются мелодии, ярко выраженного инструментального характера, метроритмически импульсивные и динамически заостренные. Используя в качестве интонационного и метроритмического источника прибаутки, скороговорки, частушки, инструментальные наигрыши на народных инструментах – балалайках, свирелях и т. д., Стравинский создал в этих миниатюрах «графические эскизы». («Балалайка» из цикла «Пять легких пьес», Allegro и Allegretto из «Пяти пальцев») В них он широко использует возможности фортепиано для претворения элементов народного творчества.

Обращаясь к имитационным средствам артикуляции и динамики, композитор стремится воспроизвести специфику щипкового звучания в «Балалайке» (пример).

Если в произведениях первой группы (Этюдах, «Трех фрагментах из Петрушки», Каприччио, Концерте для двух фортепиано) очевидно влияние оркестровых партитур Стравинского, то в произведениях второй группы («Легких пьесах», «Пять пальцев», Сонате, «Серенаде», Концерте для фортепиано и духовых) конкретно обозначены черты камерно-инструментального творчества. Масштабность, оркестральность фактуры, яркость и красочность уступает место строгому, лаконичному, камерному характеру изложения. На смену многослойности варьированных фактурных приемов приходит четкая дифференциация всех линий.

Этот принцип организации фортепианной ткани является единым «стержневым» в произведениях данного периода. Его характерная особенность – линеарное проведение звуковых пластов в различных ладовых и тональных плоскостях присуща в одинаковой мере и жанру миниатюры, и сонатной формы. Большое значение в дифференциации фортепианных линий в произведениях данной группы имеет их ярко выраженная полифункциональность.

Ясность, дифференцированность фортепианной ткани обусловлена особенностями ее изложения. Преобладают прозрачные гомофонные либо полифонические виды фактуры, в структурных рамках которых большое распространение получает фигурационность и ее варианты.

Фигурационность пронизывает фортепианную ткань миниатюр («Неаполитанская» из цикла «Пять легких пьес»); она является основным фактурным приемом в организации материала целых частей Сонаты, «Серенады», Концерта для фортепиано и духовых, Сонаты для двух фортепиано.

Полифоническая техника Стравинского подразумевает широкое использование принципа имитационности в изложении фортепианной ткани.

Часто композитор, разрабатывая определенный технический прием в рамках фигурационности, излагает его в единой ритмической формуле и сохраняет на протяжении длительных музыкальных эпизодов и частей циклов (в 1-ой и 3-ей частях Сонаты, в 3-ей части «Серенады», в 1-ой части Сонаты для двух фортепиано; возникаемая остинатность фигурационной фактуры особенно рельефна в сопоставлении оркестровой и фортепианной партий в Концерте для фортепиано и духовых).

Анализируя динамику в произведениях данной группы, мы отмечаем, что наиболее используемым типом громкостного сопряжения звучания в них является строгая «ступенчатость» без динамических эволюций. В линеарной, дифференцированной фактуре чрезвычайно ясны и определены динамические градации.

Последовательно используется Стравинским принцип «ступенчатости» в динамике Сонаты для фортепиано, «Серенаде», Концерте для фортепиано для фортепиано и духовых и Сонате для двух фортепиано.

Лаконичные, ясно изложенные линии в дифференцированной фактуре этих произведений предполагают «ступенчатую» динамику. Причем, в процесс динамической выразительности вовлекаются другие средства музыкальной речи, такие как артикуляция. Происходит активация элементов музыки, связанная с силой и продолжительностью звучания, характером и способом звукоизвлечения. Ритмический акцент становится выражением степени динамического подчеркивания звучания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru