Особенности фактуры, метроритма и динамики в фортепианных произведениях Стравинского

Материалы » Фортепианные произведения И.Ф. Стравинского » Особенности фактуры, метроритма и динамики в фортепианных произведениях Стравинского

Страница 5

Наряду с динамической функцией акцента, в шкалу динамических средств включаются разновидности двух артикуляционных систем «staccato» и «legato». Они являются одним из стимулов создания напряженной экспрессии в дифференцированной фактуре.

Чрезвычайно важным средством в разнообразии «ступенчатой» динамики является зависимость «ступеней» ее громкостного уровня от переменности ладово-гармонической организации фортепианной ткани. Зарождение этого принципа уже прослеживается в ранних произведениях Стравинского (в этюдах ре мажор и фа-диез мажор).

Обусловленность динамики подвижностью ладово-гармонического письма композитора особенно рельефна в произведениях анализируемой группы, т. к. связана со своеобразной трактовкой композитором тональной системы в них. Наблюдаемое в большинстве из них отсутствие тонального единства не только в отдельных частях, но и в масштабах всего цикла компенсируется существованием определенных полюсов, звуковых центров, которые организуют всю конструкцию произведения.

Среди рассматриваемых фортепианных произведений данный ладо-гармонический принцип наиболее ярко выражен в «Серенаде in А». Динамическая контрастность обуславливается противопоставлением удаленных регистров, изменением фактуры, артикуляции. Рельефность ладовых смен подчеркивается контрастным обозначением динамических градаций.

Суммируя основные аспекты анализа произведений данной группы, мы отмечаем, что несмотря на присущие им неоклассические музыкально-художественные тенденции, в них чрезвычайно сильны интонационные связи с русским фольклором, которые отражаются в характере интонаций, особенностях их метроритма и колористической окраски.

Большим своеобразием отличается фактура, метроритм и динамика в «Piano-Rag-Music» и «Rag-time», фортепианных произведениях, написанных Стравинским в стиле джаза.

Использование композитором джазовых тенденций в сочинениях 20-х годов связано с проникновением в Европу (и, в первую очередь, в музыкальную культуру Франции, в контакте с которой в данный период происходит формирование творческого мышления композитора) характерных мелодий и ритмов американских кек-уоков, рег-таймов, фокстротов.

Джазовая импровизация является основным творческим импульсом в создании «Piano-Rag-Music». Определяющим фактором в изложении фортепианной ткани в этом произведении является непосредственное влияние инструментальной техники Jazz band. Присущий ей принцип индивидуального движения каждого инструмента в ансамбле стал важнейшим стимулом в образовании своеобразных свойств фактуры в данном произведении.

Их специфика выявляется в четкой разграниченности всех фактурных линий, расположение которых явно отражает признаки оформления инструментальной партитуры. Вертикальная трехплановость, четырехплановость изложения (которая фиксируется не только на двух строчках нотного стана, но эпизодически и на трех), предполагает регистровую упорядоченность каждого фактурного пласта. Использование трехстрочной записи дает возможность распределения всей фортепианной ткани в пространстве пяти-шести октавного звукового диапазона.

Помимо регистровой рассредоточенности, многоплановый способ изложения фактуры способствует осуществлению самостоятельности движения каждого голоса, развивающегося не в соподчинении с другими. Особенно рельефно это прослеживается в 9 тактах вступления и в нетактированных эпизодах, где каждая фактурная линия выполняет свою индивидуальную роль в общем развитии мелодического материала (пример).

В джазовой импровизации заложены значительные потенциальные ресурсы для образования специфического джазового метроритма в анализируемых нами произведениях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru