Проблемы исполнительства фортепианных произведений Стравинского

Материалы » Фортепианные произведения И.Ф. Стравинского » Проблемы исполнительства фортепианных произведений Стравинского

Страница 1

Сказанное в предшествующих главах о фортепианном наследии Стравинского, по существу и определяет круг задач, встающих перед исполнителем его музыки. Первая среди возникающих исполнительских проблем – нахождение верного эмоционально-психологического тона в исполнении произведений композитора, выражаемое в воплощении пианистом русской психологической интонации не только в фортепианной музыке русского периода, но и в неоклассических произведениях, приближение исполнителя к наиболее верным критериям в интерпретации фортепианных произведений композитора.

Следует вспомнить как взгляды на исполнение собственных сочинений самого творца, так и вслушаться в его игру, такую, какой она сохранилась в записях. Однако авторское исполнение не является конечным и решающим. Такая интерпретация – замечательный, драгоценный, но не окончательный вариант, и пути все новых исполнительских решений всегда открыты в будущее. фортепианный произведение стравинский

Занимаясь фортепианной игрой с девятилетнего возраста, Стравинский не получил специального консерваторского образования как пианист. Это было связано с предполагаемой родителями Стравинского карьерой юриста (в 1905 году он окончил юридический факультет Петербургского университета). Среди фортепианных педагогов композитора наиболее известна Л. А. Кашперова, пианистка и композитор, ученица А. Г. Рубинштейна.

Первое публичное выступление Стравинского – пианиста состоялось в 1908 году, это исполнение «Четырех этюдов». Активная пианистическая деятельность композитора начинается в 20-х годах. Стравинский получает ряд приглашений в Европе и США не только для дирижирования, но и для исполнения своей фортепианной музыки. Начало своей пианистической деятельности композитор связывает с первым исполнением Концерта для фортепиано и духовых в Париже 22 мая 1924 года. Возникает ряд фортепианных произведений, которые композитор постоянно играет в своих концертах. Это – Концерт для фортепиано и духовых, Соната в 3-х частях, «Серенада in А». В 1929 году композитор создает Каприччио для фортепиано и оркестра, которое наряду с оркестром явилось одним из наиболее исполняемых сочинений в репертуаре Стравинского. В 30-40-х годах композитор пишет фортепианные дуэты: Концерт и Сонату для двух фортепиано, причем создание Концерта было вызвано определенной практической необходимостью, Стравинскому нужна была концертная пьеса, которую он мог бы играть с сыном Святославом – Сулимой.

Пианистическая деятельность И. Ф. Стравинского продолжалась около 20 лет. В течение этого периода (с 20-х о 40-х годов) в творчестве композитора наблюдается определенное стремление к сочинению фортепианной музыки. Создание его фортепианных произведений органично взаимосвязано с пианистической деятельностью, так как почти все произведения были написаны для собственного исполнения на концертной эстраде (за исключением «Трех фрагментов из Петрушки» посвященных Артуру Рубинштейну и «Движений», написанных в 1959 году).

В фортепианных сочинениях четко обозначены основные изменения творческого пути композитора. Помимо оригинальных сочинений для фортепиано композитор всеобъемлюще и разнообразно использует фортепиано во многих видах камерно – инструментальной, вокальной и театрально-сценической музыки. Известны яркие, развернутые партии фортепиано в романсах и песнях, в «Свадебке», в Сонате и сюите из «Истории солдата», в Концертном дуэте и сюитах на тему Перголези.

У композитора существует множество фортепианных переложений. Широко распространены двухручные и четырехручные переложения оркестровых партитур балетов «Петрушки», «Жар-Птицы» и «Весны священной», им сделан клавир оперы «Мавра».

Постоянное общение с инструментом в творческом процессе, несомненно, активно воздействовало на свойства фактуры в его фортепианных сочинениях. Стравинский придавал большое значение фортепианной импровизации как одному из импульсов к воплощению определенного замысла, идеи. Импровизационность в процессе создания сочинения отразилась в фактуре многих произведений композитора («Piano-Rag-Music», в цикле для детей «Пять пальцев» и других сочинениях).

Стравинский занял крайне категоричную позицию в отношении искусства интерпретации, отрицая возможность различных вариантов трактовки и утверждая точность, законченность, абсолютную объективность в исполнительском искусстве.

Аналогичное Стравинскому отношение к искусству интерпретатора отличало многих композиторов, современников Стравинского (Равеля, Онеггера, Хиндемита).

Страницы: 1 2 3 4

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru