Проблемы исполнительства фортепианных произведений Стравинского

Материалы » Фортепианные произведения И.Ф. Стравинского » Проблемы исполнительства фортепианных произведений Стравинского

Страница 3

Особенно показателен с точки зрения конкретной практической ценности в начальном этапе обучения пианиста цикл «Пять пальцев». Органичное соединение многообразных художественно-выразительных и конструктивных задач, заключенных в музыкальном материале цикла, сообщают этому произведению большую значимость, актуальность в современном педагогическом процессе. В пьесах представлена яркая индивидуализация музыкальных образов, легко воспринимаемых детским мышлением. Этому способствует мелодика, наполненная народными темами, интонационная близость тематизма, объединяющая все пьесы в единое целое.

Наряду с детской миниатюрой в фортепианном творчестве композитора разрабатываются линии виртуозной музыки, которая начинается в «Четырех этюдах» и достигает своей кульминации в «Трех фрагментах из Петрушки». Данное сочинение представляет вершину пианистического мастерства для исполнителей и часто используется в концертной и конкурсной практике.

Выступая активным пропагандистом своей музыки, Стравинский создает ряд сочинений для собственного исполнения на концертной эстраде. Стравинским были сделаны следующие грамзаписи своих фортепианных произведений: «Piano-Rag-Music», «Серенада in А», Каприччио, Концерт для фортепиано, транскрипция «Жар-птицы».

Почти все они записаны американской фирмой «Колумбия» в тридцатых годах. После смерти композитора они были отреставрированы и выпущены в серии «Композиторы играют свои сочинения».

Знание авторских записей, наряду с тщательным изучением нотного текста и эстетики композитора, несомненно, является необходимым подспорьем для пианиста в познании исполнительской стилистики Стравинского.

В «русском» круге сочинений, со стоящей в центре его «Петрушкой», одним из решающих условий исполнительского успеха является способность пианиста воссоздавать театрально-игровые ситуации. Там все действие разворачивается через «игру действующих лиц». Она служит средством раскрытия внутреннего сюжета, ядром драматургических задач. Причем, характерным для Стравинского становится показ больших психологических сложностей, коллизий с привлечением танцевальной, балетной основы. Эта установка должна быть руководящей для исполнителя. А отсюда вытекают и все принципы и методы внутреннего развития музыкальной формы: безбрежное искусство народного типа варьирования; специфический тип контрастов музыкальных образов; необходимость построения кульминаций необычайной силы, венчающих подъем безудержного веселья, подчас принимающего облик удалого разгула. Сюда же относится требование найти эмоционально очень открытый «тон» - простой, даже простонародный, здоровый исполненный громадной внутренней силы и благородства и далекий от намека на изысканность, рафинированность, взвинченность.

Реализация подобных артистических проблем заставит пианиста искать в «ударности» пианизма композитора новых резервов интонирования, тембральной техники, ритмической энергии и выразительности.

Ритмические сложности Стравинского всегда и всеми подчеркиваются особо (бесконечные перебои инерции ритмического движения, постоянные смещения сильных долей, несимметричность размеров, «игра» акцентов и др.).

В музыкознании существует мнение о том, что для звуковой палитры Стравинского характерно преобладание «стучащих», «ударных» приемов звукоизвлечения. Несомненно, это отчасти верно и связано с эстетическими требованиями композитора, часто акцентирующего внимание на «молоточковой» природе фортепиано, и, в соответствии с этим, использующего рояль в качестве «ударного» инструмента в ансамблях. Данному суждению способствовал и ряд исполнительских трактовок фортепианных произведений композитора. Однако разнообразие тематики и образности, жанров и форм в фортепианной музыке композитора предполагает многоликость звуковых представлений – красок у исполнителя. В связи с этим «ударность» является не основным, а одним из свойств в характеристике звукового туше в сочинениях композитора. Естественно, что «ударное» качество фортепианного произношения должно доминировать в сочинениях с ярко выраженной инструментальной природой тематизма. В ранних сочинениях оно наиболее характерно для «Piano-Reg-Music», особенности артикуляции данного произведения вдохновлены различными градациями звучания инструментов в Jazz band. Композитор мастерски использует обширную шкалу акцентов, оттенков.

Идея Стравинского об «ударности» в фортепианном туше проявилась в Концерте для фортепиано и духовых.

Страницы: 1 2 3 4

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru