Заключение

Страница 2

Говоря о разнообразии фортепианной фактуры Мусоргского, можно отметить сочетание фактуры, предвосхищающей и творчество Рахманинова («колокольная»), и красочную фактуру импрессионистов. Тип фактуры Мусоргского всегда зависит от характера образов и драматической ситуации. Среди широко используемых им фактур является подголосочность, дублирование вокальной строчки, аккордовые репетиции. Для передачи состояний отрешенности, душевного опустошения он использует «пустотные» звучания.

Новаторский музыкальный язык анализируемых произведений, проявившийся во всех элементах музыкального языка – мелодике, гармонии, фактуре, был, вероятно, главной причиной того, что многие из них не получили популярности ни при жизни композитора, ни после его смерти. Во всех случаях, когда в данной работе имели место сравнения с Даргомыжским, Рубинштейном, Чайковским, Шуманом, надо признать тот факт, что эти авторы сумели создать более убедительные для слушателя трактовки поэтического текста. Это ни в коей мере не умаляет заслуг Мусоргского, чьи новаторские находки явились «творческой лабораторией» не только для создания его собственных оперных персонажей, но и для композиторов XX века.

Вокальные произведения Мусоргского оказали громадное влияние на все последующие поколения русских и зарубежных композиторов. Своими новациями в области мелоса и гармонии, ритма и музыкальной формы композитор шагнул далеко в XX век. Стилевые приемы Мусоргского сыграли важную роль в формировании стиля К. Дебюсси и М. Равеля. В советском камерном вокальном творчестве наиболее ярко влияние Мусоргского сказалось в музыкальном языке С.С.Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, И.Ф. Стравинского, Н.Я. Мясковского, Г.В. Свиридова, В.А. Гаврилина и многих других.

[1] Мусоргский является автором, помимо названных, еще двух опер: «Саламбо» (не окончена, редакция Золтана Пешко, 1979), «Женитьба» (не окончена, редакции М.М. Ипполитова-Иванова, 1931; Г.Н. Рождественского, 1985).

[2] В. Каратыгин. Избранные статьи. – М.-Л., 1965 - с. 30

[3]Авторская рукопись сочинения ранее не упоминалась в археографических указателях. До последнего времени романс «Непонятная» был известен по авторизованной копии, сделанной М. Костюриной, которой Мусоргский посвятил этот романс. Именно эта копия была положена в основу первого издания сочинения под редакцией В. Каратыгина (СПб., В. Бессель и К°, 1911), а также публикации в ламмовском собрании сочинений.

[4] Под строфической формой автор данной работы понимает не синоним куплетности, а тип вокальной композиции, состоящий из подобных, малоконтрастных, но различных построений (определение Л. Мазеля)

[5] Стасов В. Избранное. Том 2, с. 185

[6] В 1912 году В.Г. Каратыгин, российский музыкальный критик и композитор, опубликовал этот романс, присочинив к нему 12 тактов.

[7] В истории вокальной музыки мы знаем множество аналогичных примеров, когда стихотворения среднего уровня вдохновляли великих композиторов на создание подлинных шедевров, особенно если авторов связывали дружеские отношения: вокальный цикл ор. 73 на слова Ратгауза П.И. Чайковского, романсы М.И. Глинки на слова Рындина и др.

Страницы: 1 2 

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru