Общая характеристика фортепианного творчества Стравинского

Материалы » Фортепианные произведения И.Ф. Стравинского » Общая характеристика фортепианного творчества Стравинского

Страница 5

Подробный анализ этого цикла, представленный в очерке Л. Гаккеля «И. Ф. Стравинский» (в книге «Фортепианная музыка 20 века»), отмечает специфичность гармоническо-ладовой структуры пьес, их истинно русский интонационный язык, зрелость и концентрированность неоклассических черт фортепианного письма. Проявление новых неоклассических черт фортепианного письма «Пяти пальцев» происходит в традиционном жанре детской миниатюры. Стравинский продолжает линию «детской» музыки, широко распространенной в творчестве русских композиторов, его предшественников и современников.

К одной из ярких страниц фортепианного наследия Стравинского относятся его произведения в стиле джаза. Стравинский создает Регтайм для одиннадцати инструментов (1918 г.) и «Piano-Rag-Music» (1919 г.).

Несмотря на то, что Регтайм для одиннадцати инструментов существует в виде авторского переложения (сделанного сразу же после создания его инструментального оригинала – в 1919 году) и фигурирует в качестве самостоятельной концертной пьесы в репертуаре многих исполнителей, большое значение для формирования фортепианного стиля Стравинского представляет его оригинальное сочинение в стиле джаза – «Piano-Rag-Music».

На рубеже русского и неоклассического периодов Стравинский создает фортепианную транскрипцию «Три фрагмента из Петрушки», произведение невероятной технической сложности.

Характерной особенностью всего творческого процесса у Стравинского является метод постоянного использования тех или иных сочинений для многочисленных обработок. Они существуют в форме оркестровых сюит, инструментальных ансамблей, вокальных произведений, увертюр, обработок и переложений для фортепиано. Не только оркестровые и музыкально-сценические произведения служат в качестве основы для фортепианных переложений, но и наоборот, некоторые фортепианные сочинения («Легкие пьесы», Каприччио, Концерт для двух фортепиано, «Движения») становятся объектом перевоплощения в оркестровые сюиты или даже во фрагменты балетов. По своей практической направленности обработки Стравинского разделяются на две группы. Одна из них предназначена для концертной эстрады, другая – для конкретного ознакомления с музыкой композитора, для домашнего музицирования.

Период с 30-х по 40-е годы знаменуется особой творческой активностью Стравинского в создании фортепианной музыки. Возникают Соната и «Серенада» для фортепиано соло, Концерт для фортепиано и духовых, Каприччио для фортепиано с оркестром, Концерт и Соната для двух фортепиано.

Такая плодотворность композитора была обусловлена и интенсификацией исполнительской деятельности Стравинского, которая явилась решающим стимулом к созданию всех перечисленных сочинений (за исключением «Трех фрагментов из «Петрушки», которых автор никогда не играл из-за недостаточной техники левой руки).

Этот период творческой деятельности Стравинского характеризуется окончательным утверждением его неоклассического стиля, который в указанных фортепианных сочинениях предстает в своем законченном, сформировавшемся виде. Неоклассичность композитора проявляется в образной тематике его фортепианных сочинений, для которой характерна ориентация на старинные музыкальные образцы фортепианного стиля Баха и Генделя (в Концерте для фортепиано и духовых, Сонате, «Серенаде») или же обращение к ранне романтическому стилю (в Каприччио).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru