Пейзажная лирика: основные понятия и границы исследования

Материалы » Пейзажная хоровая лирика русских композиторов » Пейзажная лирика: основные понятия и границы исследования

Страница 2

В период классицизма (XVII век) природа трактовалась, исходя из законов разума, а представление её в виде идеальной гармонии считалось эстетическим эталоном, как следствие – идиллические пейзажи. (Клод Лоррен и другие живописцы).

Иной предстает природа на полотнах мастеров барокко, стремящихся передать динамику окружающего мира, бурную жизнь стихий. Пейзажи, утверждающие радость бытия характерны для творчества фламандца Питера Пауля Рубенса («Пейзаж с радугой»).

В эпоху классицизма получил распространение «исторический», «героизированный» пейзаж, вдохновленный образами античной мифологии, а также архитектурные «руины», изображавшиеся на огромных холстах вертикального или горизонтального формата соответственно тому месту, которое им предназначалось в зале. В XVIII в. и позже популярностью пользовались ведуты (Джованни Каналлетто, Алексей Зубов), марины (Уильям Тернер, Иван Айвазовский, Алексей Боголюбов), пейзаж индуст-риальный.

Камиля Коро считали своим предшественником французс-кие импрессионисты. Пленерные пейзажи же Огюста Ренуара, Эдуарда Мане, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея и других художников удиви-тельным образом передают изменчивую световоздушную среду.

Традиции импрессионистов развили и в своей живописи художники-постимпрессионисты: Поль Сезаанн, Винсент ван Гог, Жорж-Пьер Сёра, Поль Синьяк и другие.

В XX веке к пейзажному жанру обращались представители самых различных художественных направлений. Яркие картины природы создавали фовисты, кубисты, сюрреалисты и абстракционисты. Признанными мастерами пейзажной живописи в XX веке неизменно оставались и представители реалистических направлений – Рокуэлл Кент, Джордж Уэсли Беллоуз, Ренаато Гуттузо и другие.

Лирика (от греческого λυρικός – «исполняемый под звуки лиры, чувствительный», «лирический; лирный») – понятие, имеющее два значения. Первое – один из трёх основных родов литературы наряду с эпосом и драмой, предметом художественного претворения в котором является внутренняя духовная жизнь человека, мир его идей, переживаний и чувств. В отличие от эпоса и драмы, где главное, ведущее место занимают образы-характеры и система событий, в которых эти образы проявляются, в лирике создаётся художественный образ переживания. Картина духовного мира даётся не через развитие внешних событий и проявления характера в поступках, а через развитие эмоционального состояния, его различных изменений и проявлений.

Согласно же второму понятию, лирика – это музыка, содержание которой сосредоточено на раскрытии внутренних переживаний человека; и поэтому отличается преобладанием эмоционально-субъективных элементов, особой задушевностью. Основные лирические жанры – романс и песня, инструментальная миниатюра. Лирика как явление словесное (литературный род) и чисто музыкальное (инструментальная лирика) выделены исторически ещё в древности из единого словесно-музыкального искусства, предполагающего нераздельное существование словесного и музыкального текстов.

Лирика обладает развитой системой жанров, которые устанавливаются в настоящее время в зависимости от конкретного содержания, той области действительности, к которой обращено переживание (лирика пейзажная, любовная, гражданская и так далее). Но существует и более раннее деление, основанное на более строгих отношениях содержания и формы (эпиграмма, элегия, сонет, эпитафия, терцины и так далее). [17, с. 358]

Лирика воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора. К лирике относятся такие жанры искусства, как стихотворение, послание, элегия, ода.

Начало лирики лежит в, в немногих словах непосредственно выражающей настроение певца. Подобные песни можно прослушать у современных аборигенов. Когда впоследствии лирическая песнь перерастает в личность и становится готовой и хорошо выраженной формулой данного настроения или чувства, она невольно вспоминается каждому знающему её человеку, переживающему то чувство или настроение, и начинает переходить из уст в уста, становится народным достоянием. При отсутствии письменности автор быстро забывается, и сама форма легко видоизменяется сообразно личному почину каждого певца. Песнь приобретает множество вариантов, из которых наиболее удачные переживают более слабые.

Выделившись в особые роды поэзии – и драму – эти элементы остаются до известной степени присущими лирической поэзии; в состав её входят картинки природы, коротенький рассказ от лица автора или предполагаемого автора, описание какой-либо сцены, места действия и прочее.

Народная песня дошла до нас скорее в периоде переживания, когда многое в ней стало терять свой первоначальный смысл под влиянием христианства, новых условий жизни, а также появилось много наносного, книжного. Известные нам народные песни либо записаны со слов народа собирателями (XVIII и XIX века), либо содержатся в старых песенниках (XVI и XVII века), либо сохранились в памятниках совершенно случайно.

Страницы: 1 2 3 4

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru