Пейзажная лирика: основные понятия и границы исследования

Материалы » Пейзажная хоровая лирика русских композиторов » Пейзажная лирика: основные понятия и границы исследования

Страница 3

Собирание песен началось под влиянием романтиков и главным образом Иоганна Гердера, впервые оценившего их эстетическое достоинство. В России первые собирания народных песен восходят к екатерининскому времени («Сборник» Михаила Чулкова, 1770 год).

Белорусская и вообще славянская народная лирика сохранилась в более свежем и архаичном виде. Она может быть подразделена на два отдела: песни обрядовые и бытовые. К первой группе принадлежат песни, относящиеся к главным народным праздникам и связанные с плясками, хороводами и хождением по домам односельчан.

Древнейшие дошедшие до нас произведения искусственной лирики – Псалмы царя Давида и Песнь Песней. Псалмы впоследствии легли в основу религиозной христианской лирики и были переведены на все европейские языки. Песнь Песней, приписываемую царю Соломону, можно назвать лирико-драматической поэмой; содержание её вызвало много разнообразных толкований.

Христианство вызвало к жизни и соответствующую ему поэзию в виде гимнов (например гимны Фортуната, VI век) и секвенций – особой стихо-творной формы, принадлежавшей к так называемой народной латыни. Обе эти лирические формы пелись и при богослужении.

В так называемой философской лирической школе флорентийских% платоническая любовь приобретает нравственно-аллегорический смысл, открыть который без комментария часто невозможно.

Развивается, однако, и более народная форма лирической поэзии: таковы политические песни народного флорентийского поэта Доменико Буркиелло и strambotti Леонардо Джустиниани.

Реформационное движение в Германии вызвало оживление и в лирике, преимущественно религиозного характера. Уже в XV веке сочинял духовные пьесы Генрих фон Лауфенберг, пользуясь при этом формой народной песни; этот-то вид лирической поэзии и обновил Мартин Лютер.

XVIII век, несмотря на царящий повсеместно в Европе классицизмом, не оставался без народной песни. Екатерина II любила этот вид лирики и вставляла народные песни в свои комедии. Тогда же богатые люди стали содержать хоры песенников, что отозвалось в народной лирике так наз. «лакейскими песнями». Одна из лучших песен этого рода, «Вышел барин из лесочку», поётся до сих пор.

В романтический период европейская лирика достигла своего высшего совершенства; но скоро на смену романтизма пришло реалистическое направление, и с этого времени поэзия перестаёт быть по преимуществу лирической. На первый план выступают более объективные виды поэтического творчества: роман, повесть и прочие. Лирика отчасти продолжает жить старой традицией, как у «парнасцев» во Франции, Альфреда Теннисона в Англии, Алексея Толстого, Аполлона Майкова, Якова % Полонского, Фёдора Тютчева, Афанасия Фета, Алексея Плещеева в России, отчасти подвергается влиянию реализма, как у Франсуа Коппе, Шарля Бодлера, Леконта де Лиля во Франции. Отчасти проникается лирика социальными и политическими идеями, как у Генриха Гейне, Николая Некрасова, Николая Огарёва, Семёна Надсона и других. Философские идеи века также отражаются в лирической поэзии, преимущественно у Роберта Броунинга, Виктора Гюго и Сюлли Прюдома.

Поэзия или лирика, изображающая картины природы, называется пейзажной и является жанром лирики во многих видах искусства. Пейзажная лирика имеет различное художественное значение в зависимости от направления и стиля автора.

Впервые пейзажная лирика стала иметь самостоятельное значение в XVIII веке в эпоху сентиментализма. Лирический герой у сентименталистов изображался на фоне природы, противопоставленной агрессивному цивилизованному миру. Причем картины природы были идиллическими и подавались в элегических тонах воспоминаний о прошлом. Сентиментализм ярко проявился в живописи (Якоб Хаккерт и другие) и в литературе (Джеймс Томпсон, Аббат Прево, Николай Карамзин).

В противоположность сентименталистам, природа в поэзии романтиков предстает бушующей, могучей и мрачной. Пейзажная лирика эпохи романтизма служила средством создания необычного, порой фантастического мира, противопоставленного реальности. Картины природы соответствовали лирическому герою того времени: меланхолично-мечтательному или, наоборот, мятущемуся и бунтующему.

Музыка этого периода развилась из форм, жанров и музыкальных идей, установившихся в ранние периоды, такие как классический период. Хотя романтизм не всегда подразумевает романтические отношения, тем не менее, этот сюжет был основным во многих работах по литературе, живописи и музыке, созданных в эпоху романтизма.

Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека, что всегда связано с лирикой и довольно часто с природой (пейзажем). Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.

Страницы: 1 2 3 4

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru