Место и значение камерных опер в творчестве Н. А. Римского-Корсакова

Материалы » Камерные оперы Н.А. Римского-Корсакова: особенности воплощения литературного первоисточника » Место и значение камерных опер в творчестве Н. А. Римского-Корсакова

Страница 1

Главную часть наследия Н. А. Римского-Корсакова составляют оперы, представленные самыми различными жанрами. Все они в достаточной степени изучены. Наше внимание направлено на оперные произведения малых форм, составляющие малую часть всего оперного наследия композитора, но, тем не менее, сыгравшие важную роль для эволюции оперного стиля и языка композитора. Чтобы лучше понять их специфику, обратимся к истории жанра.

Развивающаяся тенденция к камерности в жанре оперы была одной из характерных черт рубежа XIX-ХХ веков. В это время в русском музыкальном театре наряду с крупными, монументальными произведениями, появляется ряд опер, отличающихся небольшими масштабами[3]. Обращение к опере малой формы служило выражением определенной тенденции искусства, связанной с пристальным интересом к внутреннему миру человека, что проявилось в целом ряде виднейших явлений русской художественной культуры данной эпохи [4].

Необходимо отметить, что на протяжении трех столетий одноактная опера развивалась в русле многоактных музыкальных произведений, как бы повторяя их в малых масштабах. Одноактные оперы были широко распространены до второй половины XVIII века: в Италии — в основном как разновидность «большой» комической оперы (opera buffa), в Германии — в виде зингшпилей, небольших представлений нравоучительного и юмористического характера с ариями, речитативами и разговорными диалогами. Существование в то время одноактных опер в значительной степени объяснялось и тем, что они могли исполняться в небольших придворных и домашних театрах, а также в антрактах больших опер.

В середине XVIII века камерная опера претерпела существенные изменения. Так же как и в многоактной опере, в одноактных сочинениях основным элементом музыкальной выразительности стала самостоятельная ария, оттеснившая речитатив на второй план. Ему теперь отводилась роль связок между ариями и ансамблями, а также он стал основным двигателем сюжета.

Не случайно с появлением «оперы спасения» — с ее драматической напряженностью и тематической характеристичностью, одноактная опера почти на целое столетие исчезла из театрального репертуара. Но в конце XIX века композиторы вновь стали обращаться к этому жанру. Одной из причин появления опер малой формы явилось тяготение музыкального искусства к лирико-психологическому содержанию, стимулировавшему обращение композиторов к сюжетам и темам, связанным с судьбой центрального героя. Отсюда — общее стремление к лаконичности выражения и концентрированности действия.

В связи с усилением акцента на психологическом содержании, наблюдается возрастание монологического принципа за счет уменьшения широкого показа явлений и преобладание внутренних психологических конфликтов над конфликтами внешними — социального или исторического порядка. Эти изменения также явились предпосылкой для возникновения опер малой формы, где основное внимание сосредоточено на раскрытии судьбы отдельной личности, ее внутреннего мира.

Благодаря ряду специфических черт и драматургических особенностей, присущих этим операм, исследователи (Р. Розенберг [102], Д. Кривицкий[57]) рассматривают их как особую разновидность оперных произведений, которую можно назвать оперой малой формы.

Под этим определением подразумевается оперное произведение со сжатым, концентрированным действием при соответственно ограниченном числе персонажей. Обычно в основе таких опер лежит только одна сюжетная линия, побочные же линии либо отсутствуют, либо лишь эскизно намечены. В русском оперном искусстве большинство таких произведений принадлежало к лирическому или лирико-драматическому жанру в его различных преломлениях[5].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru