Место и значение камерных опер в творчестве Н. А. Римского-Корсакова

Материалы » Камерные оперы Н.А. Римского-Корсакова: особенности воплощения литературного первоисточника » Место и значение камерных опер в творчестве Н. А. Римского-Корсакова

Страница 4

Эпос, как тип содержания и тип драматургии, в той или иной мере проявляется в двух магистральных темах оперного творчества — историческое прошлое и мир легенды и сказки, где в целом преобладает картинное развертывание, обобщенные характеры. Но необходимо отметить, что опера у Н. А. Римского-Корсакова, как и другие жанры творчества, претерпевала изменения, наряду с утвердившимися чертами возникали и вызревали новые тенденции.

Творчество конца 1860-х — первой половины 1890-х годов во многом определялось связью с идейно-художественными течениями, выросшими из славянофильства и народничества. Этим объясняется горячий интерес композитора к различным слоям русского культурного наследия.

В первой опере «Псковитянка» (1868-1872), написанной по одноименной драме Л. А. Мея, — в этом величественном эпическом полотне нашли отражение исторические события из эпохи царствования Ивана Грозного: борьба древнего Пскова с всесильным и властным царем, покоряющим вольный город. Б. В. Асафьев называл это произведение «оперой-летописью», определив тем самым общий тон музыкального повествования — объективный, сдержанно-эпический, и общую направленность музыкальных характеристик — их постоянство, устойчивость[7].

После этого художественный взгляд композитора устремляется в сторону красоты и поэзии народных обрядов, что отразилось в операх «Майская ночь», «Снегурочка», а также написанных позднее операх «Млада» и «Ночь перед Рождеством».

В этих произведениях Н. А. Римский-Корсаков с одной стороны, обращаясь к народным приданиям и поверьям, поэтизировал национальное искусство прошлого; здесь волшебный элемент переплетается с картинами народной жизни. С другой стороны, увлекаясь фантастическими образами, композитор приближался к миру символизма, отражая в своем творчестве более тонкие сферы человеческого бытия.

Н. А. Римский-Корсаков, обращаясь к сказочным сюжетам, глубоко индивидуально трактует каждое отдельное произведение. Поэтому сказочные оперы композитора достаточно разнообразны по своему жанровому наполнению.

Первая сказочная опера Н. А. Римского-Корсакова — «Майская ночь» (1877-1878) — лирико-комедийного плана. А. И. Кандинский называет ее «лирико-фантастической, но с очень развитой обрядовой стороной и с чертами народной бытовой комедии» [47, 60]. Здесь в свободной художественной форме нашло отражение увлечение композитора темой языческого поклонения солнцу. Эта опера положила начало «ряду фантастических опер, в которых поклонение солнцу и солнечным богам проведено или непосредственно, благодаря содержанию, почерпнутому из древнего русского мира, как в "Снегурочке", "Младе", или косвенно и отражено в операх, содержание которых взято из более нового христианского времени, как в "Майской ночи" или "Ночи перед Рождеством"» [100, 158]. Как многократно отмечалось исследователями, именно в этом произведении впервые в оперном жанре раскрывается глубинная для Римского-Корсакова музыкально-философская концепция двоемирия. В определенном смысле «Майская ночь» является прелюдией к «Снегурочке».

«Снегурочку» (1880-1881), открывшую зрелый период творчества, композитор обозначил жанром народного творчества — колядкой. Н. А. Римский-Корсаков всячески подчеркивал в ней древние, культовые моменты. Б. В. Асафьев писал, что «Снегурочка» есть «постижение космоса» через «ощущение красоты, сквозь призму народной эстетики… сквозь отражение чувства закономерности… в языческих формах крестьянского календаря» [7, 172]. Стасов считал ее оперой эпико-фантастической с лирическими страницами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru