Место и значение камерных опер в творчестве Н. А. Римского-Корсакова

Материалы » Камерные оперы Н.А. Римского-Корсакова: особенности воплощения литературного первоисточника » Место и значение камерных опер в творчестве Н. А. Римского-Корсакова

Страница 6

Первая из них в качестве либреттной основы использует пьесу Л. А. Мея «Сервилия» на сюжет из жизни древнего Рима. Аналогично «Псковитянке», взаимоотношения героев развиваются здесь на широком историческом фоне. В этом сочинении содержатся черты, которые затем будут активно развиваться в искусстве ХХ века[11].

После «Царской невесты» Н. А. Римский-Корсаков вернулся к сказочной тематике. Но последние его оперы по стилистике уже совершенно отличны от предыдущих опусов и ближе к новым течениям искусства нарождающегося века, нежели к эстетике «Могучей кучки». «Сказка о царе Салтане» (1899), со своей стилизацией народного лубка, нарочитой условностью, представляет новый театр. Эта опера открывает собой триаду поздних сказок. Стилистика произведения в значительной степени отличается от стилистики опер мифологических, лирических или былинных.

Камерную оперу «Кащей Бессмертный» (1901-1902) композитор называл «осенней сказочкой», тем самым подчеркивая ее связь с написанной двадцатью годами ранее «весенней сказкой» — «Снегурочкой», которая проявляется в сказочности образов, порожденных народно-поэтической фантазией, в их национальной основе.

Мотив преображения, представленный в произведении, дает точки соприкосновения с «Китежем» — вершинным произведением Н. А. Римского-Корсакова, выражающем важные черты народного миросозерцания. В этом творении соединились многочисленные образные линии оперного творчества композитора: историческое прошлое русского народа в его наиболее значительные эпохи; порожденная событиями истории глубокая психологическая драма в ее слиянии с тонкой лирикой; воплощение русского быта, народной жизни; народно-поэтическое искусство, где действительность переплетена с волшебным вымыслом. В этой опере переплелись исторические, мифологические, фантастические, былинные, легендарные, обрядовые и религиозные мотивы. Это своеобразная, глубокая и далеко неоднозначная мистическая опера-легенда, философская притча.

И, наконец, последней сказочной оперой Н. А. Римского-Корсакова, образующей коду всего творчества композитора, является «Золотой петушок» (1907), написанный по сказке А. С. Пушкина. Это произведение отличает жанровая неоднозначность и, в своем роде, уникальность. Сам автор называл ее «небылица в лицах». «Кащей Бессмертный» и «Золотой петушок» представляют собой символические действа и принадлежат к новому типу оперного действия — театру представления.

Из приведенного выше краткого обзора видно, что большинство опер Н. А. Римского-Корсакова представляют собой масштабные полотна. «Кащей Бессмертный» — исключение в ряду сказочных опер, а «Моцарт и Сальери» и «Боярыня Вера Шелога» своей камерностью выделяются на фоне «Псковитянки» и «Царской невесты». Необходимо заметить, что и сам композитор рассматривал жанр камерной оперы как исключение, придерживаясь основных принципов построения русской классической оперы, заложенных М. И. Глинкой в «Жизни за царя» и А. С. Даргомыжским в «Русалке».

Еще одно важное замечание касается времени, когда создавались оперы малых форм — все они принадлежат последнему творческому десятилетию и более того — «укладываются» в пять лет (1897-1902). Конец 90-х годов можно назвать узловым, давшим яркие образцы психологической драмы, на первый взгляд, не свойственной Н. А. Римскому-Корсакову. Это — «Моцарт и Сальери», «Боярыня Вера Шелога» и «Царская невеста» — по словам самого автора, одна из наиболее совершенных его опер.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru