Место и значение камерных опер в творчестве Н. А. Римского-Корсакова

Материалы » Камерные оперы Н.А. Римского-Корсакова: особенности воплощения литературного первоисточника » Место и значение камерных опер в творчестве Н. А. Римского-Корсакова

Страница 2

Оперы малой формы, исходя из их структуры, порой называют также «одноактными» или «камерными», поскольку их действие нередко протекает в замкнутом пространстве, чем фокусируется внимание на остроте внутреннего конфликта. Особенно это относится к операм на тексты «Маленьких трагедий» Пушкина, к опере «Боярыня Вера Шелога» Н. А. Римского-Корсакова и некоторым другим.

Создателями нового типа оперы малой формы в России были Ц. А. Кюи и А. С. Даргомыжский. В 1858 году Ц. А. Кюи создал первую (двухактную) редакцию оперы «Кавказский пленник» на сюжет поэмы А. С. Пушкина. Тогда же у композитора возник замысел создания одноактной оперы «Пир во время чумы». Эта идея была осуществлена в 1900 году, но вполне вероятно, что именно замысел Ц. А. Кюи натолкнул А. С. Даргомыжского на музыкальное воплощение маленькой трагедии А. С. Пушкина. В 1867-1869 гг. А. С. Даргомыжским был создан «Каменный гость», открывший целую галерею опер на неизменные тексты «Маленьких трагедий», — произведение, как отмечает Е. Ручьевская, парадоксальным образом сочетающее композицию большой лирической оперы и формы камерной.

Русская опера малой формы конца XIX — начала ХХ веков отличается богатством содержания и тематики, ей свойственно разнообразие драматургических принципов, определяемых ее жанровой спецификой. В произведениях этого жанра претворены сюжеты отечественной и мировой литературы, русские сказки, современные и удаленные во времени бытовые истории. Отсюда их жанровое разнообразие: среди опер малой формы встречаются лирические, лирико-драматические, психологические, исторические, фантастические.

Однако при всем тематическом, жанровом и драматургическом разнообразии опер малой формы, их содержание и структура обладают многими общими чертами, отличающими их от больших опер. Эти отличия обусловлены особенностями литературного источника, в свою очередь определяющего закономерности построения либретто. Если в основе либретто многоактной оперы обычно лежит повесть, роман или крупное драматическое произведение, то источником либретто оперы малой формы является, как правило, рассказ или одноактная пьеса[6].

Сама специфика драматургии одноактной пьесы, равно как характер развития действия в небольшой поэме или рассказе, уже предполагает некоторые структурные и содержательные особенности опер малой формы.

Характерной особенностью оперы малой формы является тяготение к лирико-драматической образности и остроконфликтному развитию, чаще с трагической развязкой. Такие оперы обычно являются операми сквозной композиции. Большинство из них написано в ариозно-декламационном стиле.

Ведущие образы лирико-драматических камерных опер раскрываются в напряженном противостоянии, им чужды пассивность и мечтательность, характерные для лирических героев большой оперы, где есть возможность дать в оппозиции контрастный характер. Герои камерной оперы — это активные, страстные натуры, как в призме отражающие в себе всю гамму противоречий. Поэтому в основе таких опер лежит, как правило, внутренний конфликт, связанный с противоречивостью, свойственной главным героям. Именно внутренний конфликт приводит героев к трагической развязке.

Поскольку в операх малой формы вся предыстория героев опускается, важную роль приобретает разъясняющая ария-рассказ или монолог. Подобное повествование, обычно поручаемое главному герою или одному из значительных действующих лиц оперы, заменяет экспозицию, а иногда и завязку действия. Это способствует концентрированности, сжатию объема оперы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru