«Псковитянка» и «Боярыня Вера Шелога»: пьеса Л. А. Мея и либретто Н. А. Римского-Корсакова

Материалы » Камерные оперы Н.А. Римского-Корсакова: особенности воплощения литературного первоисточника » «Псковитянка» и «Боярыня Вера Шелога»: пьеса Л. А. Мея и либретто Н. А. Римского-Корсакова

Страница 1

Пьесу Л. А. Мея «Псковитянка» критика называла одним из самых выдающихся произведений в русской драматической литературе. Ее текст Н. А. Римский-Корсаков использовал в двух операх. Первое действие драмы практически в неизменном виде стало либретто одноактной камерной оперы «Боярыня Вера Шелога»; остальной текст был переработан композитором для оперы «Псковитянка».

Заслуга Л. А. Мея заключается в том, что он создал такое произведение, работая с которым, Н. А. Римский-Корсаков смог обойтись без помощи либреттиста. Поэт, работая над драматической пьесой, изначально мыслил законами сцены. Поэтому его произведение было очень «удобным» для оперы. Яркая драматургия, последовательно разработанные и четко очерченные характеристики героев, простота языка и удивительная яркость каждого слова — все это как нельзя лучше соответствовало требованиям жанра и практически приравняло пьесу Л. А. Мея к оперному либретто. Благодаря этому, «Боярыня Вера Шелога» продолжает линию «литературных опер», обозначенную еще А. С. Даргомыжским в «Каменном госте».

Драма Л. А. Мея была типичным выражением усилившегося интереса к историческому прошлому русского народа. В пьесе отражены действительные исторические события второй половины XVI века: борьба царя Ивана Грозного за объединение Руси вокруг Московского княжества его поход в 1570 году в Новгород и Псков. Л. А. Мей соединил в своем произведении два исторических события. Время действия драмы — год приезда во Псков Ивана Грозного (1570). Однако подчинение Пскова Москве произошло значительно раньше — в 1510 году, при князе московском Василии. Такое совмещение событий дало возможность Л. А. Мею достичь в своей пьесе большой драматической насыщенности. Допущенное Л. А. Меем отступление от исторической хронологии сохранено и в опере Н. А. Римского-Корсакова. Разумеется, вся личная судьба героев оперы — любовь Ивана Грозного к Вере Шелоге, рождение Ольги и ее встреча в Пскове с царем — является авторским вымыслом.

Эта пьеса занимает особое место с точки зрения либреттистики в русской драматургии. Психологическая правдивость характеров и внутренняя противоречивость — черты, дающие большой простор для музыкального развития в опере. В центре драмы, что характерно для многих пьес Л. А. Мея, находится сильный женский характер.

Идейная концепция «Псковитянки» Л. А. Мея существенно отличалась от основной группы пьес, посвященных Ивану Грозному[44]. Эта пьеса (написанная между 1850-1859 годами) — драматическая песня или сказание о русской старине, в которой подлинные исторические события свободно переосмыслены автором. Л. А. Мей тщательно изучал исторические труды и документы, но он более стремился к передаче психологической правды образов, чем к точному отображению отдельных исторических фактов. Драматическим центром «Псковитянки» является не историческая деятельность Ивана Грозного и социальная борьба, а психологические переживания героев. В этом Л. А. Мей основывался на трудах С. Соловьева и на исторических и фольклорных материалах.

Одна из характерных особенностей «Псковитянки» — живой, психологически индивидуализированный разговорный язык. Основная черта драмы — фольклорная стилизация образов и их речевых характеристик.

Л. А. Мей, также как и А. С. Пушкин, пользуется приемом injambement, «разбивая» стихотворную строку на предложения, передавая фразы или части одного предложения разным героям. Все это способствует созданию гибкой, живой, естественной речи действующих лиц.

Авторский язык прост, без сложных синтаксических конструкций. В тексте драмы преобладают простые или сложносочиненные предложения, в которых основной акцент лежит на подлежащем и сказуемом. Причастные и деепричастные обороты, осложняющие язык, делающие его витиеватым, отсутствуют.

Все эти особенности относятся как ко всей пьесе «Псковитянка», так и к ее первому действию, ставшему основой камерной оперы Н. А. Римского-Корсакова «Боярыня Вера Шелога».

Высокие идейные и поэтические достоинства пьесы Л. А. Мея не могли не привлечь внимание молодого композитора. Остановив выбор на «Псковитянке», Н. А. Римский-Корсаков столкнулся с рядом препятствий на пути к осуществлению оперного замысла. Пьеса по определенным причинам была запрещена цензурой. В защиту «Псковитянки» выступил И. А. Гончаров, отметивший высокие достоинства «этой замечательной в литературном отношении пьесы». Из произведения Л. А. Мея цензурой сначала было разрешено только первое действие, рисующее личную драму Веры Шелоги. Его первое представление состоялось в Красносельском Петербургском театре в 1864 году, а год спустя — на сцене Малого театра. Затем эта пьеса из столиц перешла в провинциальные театры. В. Зотов писал: «Не даром акт этот игран на столичных и провинциальных сценах и всегда нравился публике, не говоря уже о том, что сделался любимою репертуарною вещью каждой актрисы, пробующей силы свои в превосходном монологе Веры, полном лирических красок и драматического движения» [25, 48].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru