«Псковитянка» и «Боярыня Вера Шелога»: пьеса Л. А. Мея и либретто Н. А. Римского-Корсакова

Материалы » Камерные оперы Н.А. Римского-Корсакова: особенности воплощения литературного первоисточника » «Псковитянка» и «Боярыня Вера Шелога»: пьеса Л. А. Мея и либретто Н. А. Римского-Корсакова

Страница 2

Таким образом, сценичность пьесы Л. А. Мея — как известно, это качество является неотъемлемым элементом для оперы — была проверена реальными условиями театра. Возможно, поэтому Н. А. Римский-Корсаков остановил свое внимание на этой драме. Еще одна причина, на наш взгляд, заключается в наличии главной героини с сильном характером. Как известно, образ яркой, психологически сложной и интересной личности всегда привлекал композитора и как нельзя лучше подходил на роль главного действующего лица камерной оперы.

Над «Псковитянкой» Римский-Корсаков начал работать еще зимой 1867-68 гг., о чем он вспоминает в «Летописи», под влиянием М. П. Мусоргского и М. А. Балакирева, указавших на драму Л. А. Мея — писателя, хорошо знакомого им обоим по произведениям и лично, на чьи стихи они писали романсы, к пьесам которого присматривались давно[45]. «Псковитянка» стала первой оперой Н. А. Римского-Корсакова. Как известно, Н. А. Римский-Корсаков еще дважды возвращался к своему произведению (в 1878 и 1898 гг.). Пьеса Л. А. Мея держала творческое внимание композитора на протяжении 30 лет — с 1868 по 1898 гг. Постоянный поиск оптимального художественного решения, неудовлетворенность результатом возвращали Н. А. Римского-Корсакова к исходной точке. В этот период он пробовал себя в разных направлениях оперного жанра.

Необходимо отметить, что замысел «Боярыни веры Шелоги» складывался постепенно. Относительная сюжетная самостоятельность первого действия «Псковитянки», его психологичность и камерность на первых порах смутили композитора. Н. А. Римский-Корсаков считал, что огромный пролог помешает сценичности оперы, значительно «растянет» время действия, тем самым приведет к тому, что произведение станет громоздким, и не будет иметь успеха у публики. Он писал: «Некоторые затруднения, казалось, тогда представляло первое действие драмы (ныне пролог). По общему совещанию решено было его упразднить и начать оперу со сцены горелок, а содержание пролога передать как-нибудь в рассказе, в беседе Ивана с Токмаковым» [100, 54].

Работа над «Псковитянкой» продолжалась с 1868 по 1872 гг. К переработке оперы Н. А. Римского-Корсакова побудила убежденность в том, что его композиторская техника была «недостойна его музыкальных идей и прекрасного сюжета». По прошествии шести лет композитор вновь обратился к опере. «Первой моей мыслью было написать пролог, совершенно отброшенный мною, но играющий такую видную роль в драме Мея» [100, 101-102].

Законченная в конце 1878 г. в партитуре вторая редакция «Псковитянки» снова не удовлетворила автора: «Я чувствовал … что в новом виде опера моя длинна, суха и тяжеловата, несмотря на лучшую фактуру и значительную технику» [100, 103]. Лишь пролог исполнялся под фортепиано в кругу друзей: Веру Шелогу пела А. Н. Молас, Надежду — О. П. Веселовская, боярина Шелогу — М. П. Мусоргский.

В третий раз Н. А. Римский-Корсаков вернулся к опере в начале 90-х годов, почти через четверть века после первого обращения. Будучи уже крупнейшим музыкантом, получившим всеобщее признание, автором «Майской ночи» и «Снегурочки», «Шехеразады» и «Испанского каприччио», композитор уже по-новому подошел к своему первому оперному произведению.

Взяв за основу первую редакцию оперы и лишь частично используя материал второй редакции, Н. А. Римский-Корсаков подверг пересмотру и тщательной переработке всю оперу. Лишь в третьей окончательной редакции «Псковитянки» композитор достиг желаемого равновесия между глубоким содержанием и цельной законченной формой, придав опере полное стилистическое единство.

В это время у композитора зарождается идея создания камерной оперы по пьесе Л. А. Мея, о чем он упоминает в «Летописи»: «Весною 1898 года я написал еще несколько романсов и принялся за пролог к меевской "Псковитянке" — "Боярыня Вера Шелога", — рассматривая его двояко: как бы отдельную одноактную оперу и как пролог к моей опере. Большую часть рассказа Веры с ничтожными изменениями я возобновил, заимствовав его содержание из второй, несостоявшейся редакции "Псковитянки" 70-х годов; конец действия — тоже; а все начало до колыбельной песни и после нее до рассказа Веры написал вновь, прилагая усвоенные мною новые приемы вокальной музыки. Колыбельную песню я сохранил прежнюю, но дал ей новую обработку. Сочинение "Веры Шелоги" шло быстро и было окончено вскоре вместе с оркестровкой» [100, 89].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru