Сравнительный анализ жанра романса в творчестве Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского

Материалы » Жанр русского романса в литературе и музыке второй половины XIX века » Сравнительный анализ жанра романса в творчестве Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского

Страница 1

жанр русский романс музыкальный

В творческом наследии Н.А. Римского-Корсаковажанр романса не занял центрального места. Тем не менее, неоднократно обращаясь к этому жанру, композитор создал немало примечательных сочинений, занявших видное место в русской вокальной лирике XIX столетия. Среди них выделились романсы 1865 - 1870 годов и особенно 1897 - 1898 годов (в этот последний период создано 47 романсов). У П.И. Чайковского

жанр романса напротив занимает огромное место. Романсы Чайковского – вершина русского классического романса XIX столетия. Они пользуются широчайшей популярностью у миллионов слушателей, ибо воплощенные в них чувства и переживания близки каждому человеку. Это тот самый случай в искусстве, когда субъективное, личное становится общезначимым. В.Г. Белинский писал в свое время о М.Ю. Лермонтове: «Великий поэт, говоря о себе самом, о своем я, говорит об общем – о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество». Эти слова Белинского в полной мере могут быть отнесены к Чайковскому. Любовь к людям, к жизни, вера в неисчерпаемые творческие силы человека, в красоту его души – вот что отличает вокальную лирику Чайковского.

Вокальной лирике Римского-Корсакова и Чайковского свойственны некоторые черты, присущие русскому романсу в классический период его развития. Демократизм содержания в романсах композиторов, сочетается с подлинным демократизмом музыкального языка, опирающегося на народную музыку, на интонации городского бытового романса. Жанр бытового романса впитал в себя характерные интонации русских крестьянских песен, городских песен, цыганского фольклора, интонации танцевальной музыки, особенно вальса. Это интонационное разнообразие получило оригинальное претворение в богатейшем романсовом наследии творцов.

Так же прослеживается взаимосвязь романсного и оперного жанров. К примеру, у Римского-Корсакова отдельные из его романсов 60-х годов, появившиеся раньше опер, послужили для них своего рода эскизами. Например, «Колыбельная» перенесена (с некоторыми изменениями) в оперу «Боярыня Вера Шелога». В ряде романсов можно встретить как бы прототипы его будущих оперных героинь. Так образ романса «Свитезянка» родствен образам Панночки из «Майской ночи», Волхвы из «Садко», Царевны-Лебедь из «Сказки о царе Салтане». Для Чайковского также камерно-вокальное творчество было своего рода лирическим дневником, в котором запечатлены многие мотивы, получившие затем более развитое воплощение в его крупных произведениях оперного и симфонического плана.

В вокальных сочинениях, лирика Римского-Корсакова отличается светолосозерцательным, сдержанным, за редким исключением без эмоциональных драматических порывов характером.

Романсам 60-х годов соответствует характер:

1. Декламационный («На холмах Грузии»)

2. Картинно-изобразительный или пейзажный («Ночь»)

3. Восточно-экзотический (еврейские песни)

Характерная особенность многих романсов Римского-Корсакова – стремление к картинности, живописности музыки. Почти всем романсам раннего периода композитора присуща не личностная экспрессия, а живописность и пейзажность. Отсюда особый тип соотношения вокальной и фортепианной партии: основное образное содержание произведения часто передается в инструментальных формах. Таковы глубоко самобытные интерпретации Римксим-Корсаковым многократно распетых в русских романсах стихотворений «На холмах Грузии» (А.С. Пушкин), «Ель и пальма» (Г. Гейне – М.Л. Михайлов), «Ночевала тучка» (М.Ю. Лермонтов), «Ночь» (А.Н. Плещеев). Здесь проявились коренные свойства натуры и миросозерцания художника:

1.ощущение слиянности человека с природной стихией, которым проникнуто все его творчество;

2.строгость эстетического чувства, следование, пока еще интуитивное, «эстетике избежания банального», в данном случае традиционных моделей бытового романса. В романсах Римского-Корсакова этого стилистического элемента почти нет, и если среди его ранних романсов встречаются подражания, то они направлены скорее в сторону современного западноевропейского романса (романтическая баллада «Гонец», навеянная «Вильямом Ратклифом», «Свитезянка»)

Хотя молодой композитор не всегда избегает лирические высказывания «от первого лица». Так два гениальных романса 1870 года – «Я верю, я любим», «К моей песне» - это моменты прямого, без «ширм» жанра, пейзажа, необычайно сильного самовыражения.

В ранний период творчества Римский-Корсаков обращается к лирическим стихотворениям, в которых душевное состояние «героя» раскрывается в связи с образами природы, происходит слияние чувств с поэтическими зарисовками картин природы. Таков романс «На холмах Грузии», а в поздний период творчества – «Октава», «Ненастный день потух», «Редеет облаков летучая гряда». Это же специфично для его опер «Снегурочка», «Майская ночь», «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже».

Страницы: 1 2 3 4 5

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru