Сравнительный анализ жанра романса в творчестве Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского

Материалы » Жанр русского романса в литературе и музыке второй половины XIX века » Сравнительный анализ жанра романса в творчестве Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского

Страница 4

Трагедийная лирика Чайковского отображается в его романсе «На нивы желтые» (слова А. Толстого). Глубокая психологическая драма раскрывается в нем в единении с природой. Образы природы, окрашенные в смущенно-мрачные тона, усиливают взволнованный драматизм чувства. Начальные аккорды романса в ритме похоронного марша, имитация мерного погребально-колокольного звона, скорбный характер мелодии – все это рельефно подчеркивает основной музыкально-поэтический образ.

Особое место в творчестве композитора занимают шесть романсов ор.65 на тексты французских поэтов, посвященные французской певице Дезире Арто.

Последним словом в области вокальной лирики Чайковского был цикл романсов ор. 73 (1873, на стихи Д. Ратгауза). Композитора захватило содержание стихов Ратгауза, так как оно соответствовало его душевному состоянию последних лет жизни. В цикле сочетается глубокий трагизм со страстными мечтаниями о радости и счастье.

Романсы на стихи Ратгауза пронизаны единой драматургической линией развития. Открывающие цикл прекрасный романс-монолог «Мы сидели с тобой» исполнен драматизма, второй романс – «Ночь» - отмечен чувством трагического одиночества. Этим сочинениям противопоставляются три следующих романса: «В эту лунную ночь», «Закатилось солнце», «Средь мрачных дней» - лирико-драматические поэмы, проникнутые оптимизмом. В заключительном романсе – «Снова, как прежде, один», логически-смысловой репризе цикла, с еще большей остротой, чем в романсе «Ночь», звучит тема трагического одиночества.

Оригинальную область вокальной лирики Римского-Корсакова составляют восточные романсы. У Чайковского восточная тематика проявилась в романсе «Канарейка» на сл. Л.Я, Мея. Римский-Корсаков посвящает восточной тематике большое количество романсов. Среди них романсы импровизации – «Восточный романс» («Пленившись розой, соловей»), «В царство розы и вина – приди), романсы-серенады – «Еврейская песня», «Как небеса, твой взор блистает». В «Восточном романсе» 1865 года уже угадывается автор «Антара» и «Шехеразады»: мелодика романса естественна и свежа, форма представляет собой свободное, как бы случайное сочетание «инструментальной импровизации» и «собственно песни». Романс «В царство розы и вина – приди» отличает изысканная пряная лирика. В «Еврейской песне» на стихи Л.Я. Мея 1867 года к этим двум типам мелодики добавляется еще один – «серенада», несущая в себе черты народной песни-пляски. Темы такого типа разрабатываются впоследствии в симфоническом и оперном творчестве Римского-Корсакова. В «серенадах» первой «Еврейской песни» и второй «Еврейской песни» (1870, «Встань, сойди») есть уже все главные выразительные элементы песни-пляски Шемаханской царицы в последней опере композитора (Сброшу чопорные ткани»). Музыковед В.А. Васина-Гроссман подчеркивает необычайную проницательность молодого художника, сумевшего с первых самостоятельных шагов схватить жанровые параметры подлинного восточного музицирования – ашугская импровизация, песня-пляска в сопровождении небольшого инструментального ансамбля – и передать их в форме романса. Прелестные орнаментального склада мелодии, красочные гармонии, своеобразная фактура романсов существенно обогатила музыкальный язык композитора.

Романсная лирика Римского-Корсакова и Чайковского – образец подлинного вдохновения и высокого художественного мастерства. Ее основой, как и вокальных сочинений Глинки, Даргамыжского, послужили привычные широкому слушателю бытующие интонации. Вместе с тем композиторы заметно обогатил обычный тип лирического романса: каждый по-своему расширил его жанровую природу, средства музыкальной выразительности, в частности, возвысили роль фортепианного сопровождения, сделали более сложной и интересной музыкальную форму. Глубина содержания, эмоциональность романсов Римского-Корсакова и Чайковского, полное слияние в них новаторского музыкального языка с поэтическим текстом – все это способствовало продолжению традиций вокальной лирики Римского-Корсакова и Чайковского композиторами конца XIX – XX столетий.

В ходе исследования, проделанного в третьем параграфе

, мы приходим к выводу, что романсы Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского имеют общие черты это – лиричность, живописность (слияние лирических чувств с поэтическими зарисовками картин природы), народность (использование интонаций русской народной песни, П.И. Чайковский использует интонации городского бытового романса). Лирика занимает ведущее место в камерном творчестве композиторов, но в романсах Чайковского вырисовывается новая трагедийная тема, а также появляется такой вид романса как монолог. Форма романсов рождалась во взаимодействии поэтического и музыкального начала с обязательным учетом не только вокальной, но и фортепианной партии. Роль фортепиано в вокальной лирике Римского-Корсакова и Чайковского чрезвычайно велика, не ограничиваясь только созданием общего фона для исполняемой голосом мелодии или функциями изобразительно-характеристического плана. Фортепиано выступает как равноправный партнер исполнителя вокальной партии и между ними возникает задушевная доверительная беседа. Круг поэтов, к которым обращались эти два композитора в своем вокальном творчестве, широк и разнообразен. Среди них встречаются малоизвестные имена: какой-нибудь один мотив, удачный яркий образ или общий эмоциональный настрой мог привлечь внимание композиторов к стихотворению, в целом не обладающему поэтическими достоинствами. Основная же часть романсов написана на высокохудожественные тексты, принадлежащие перу русских поэтов XIX века. В их числе мы находим имена А. Толстого, А. Фета, А. Пушкина, А. Майкова.

Страницы: 1 2 3 4 5

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru