Сравнительный анализ жанра романса в творчестве Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского

Материалы » Жанр русского романса в литературе и музыке второй половины XIX века » Сравнительный анализ жанра романса в творчестве Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского

Страница 2

Слияние человеческих чувств с образами природы последовательно воплощено Римским-Корсаковым в вокальном цикле «У моря» (слова А.Н. Толстого, 1897). В пяти романсах цикла море показано то спокойным, ласково-нежным, то бурно-взволнованным. Картины морской стихии соответствуют различным движениям человеческой души. Эта особенность творчества Римского-Корсакова сближает его сочинения с русской народной песенностью, русской народной поэзией.

В вокальных сочинениях лирика Чайковского приобретает новые черты – драматизм, трагедийность. Первым ярким проявлением творческой индивидуальности композитора были шесть его романсов ор.6 (1869) на тексты А. Толстого, Плещеева, Ростопчиной и Мея (переводы из Гейне и Гёте). Два начальных романса написаны на стихи А. Толстого. Но они контрастны между собой. «Не верь, мой друг» напоминает страничку из дневника, тогда как «Слеза дрожит» - это своеобразный философский монолог. В романсе из этого же опуса «Нет, только тот, кто знал» (на стихи Гёте) усиливается декламационное начало. В известной степени он продолжает линию романсов-монологов Даргомыжского «И скучно, и грустно», «Я все еще его люблю»; однако романс Чайковского отмечен большей степенью художественного обобщения. Монолог-элегия «Ни слова, о друг мой» (на слова Плещеева) положил начало трагедийной линии в романсном творчестве Чайковского. Уже этим ранним вокальным опытам композитора присущи исключительная целостность, органичность музыки, раскрывающей многообразный мир человеческих чувств; безупречное совершенство формы.

Новый этап вокальной лирики Чайковского – романсы первой половины 70-х годов. В этот период Чайковский обращается к текстам многих авторов, его привлекает разнообразие поэтических образов.

Новаторскими чертами отмечен уже первый романс этого цикла – «Забыть так скоро» (на слова А.Н. Апухина), написанный в характере лирико-драматической арии. В нем ощущается стремление композитора «симфонизировать» жанр романса, что в дальнейшем нередко можно будет встретить в вокальной лирике Чайковского.

Примечательную страницу творчества Чайковского начала 70-х годов составляют романсы ор.16. Среди них выделяется романс на слова А.А. Фета «Пойми хоть раз». Своей глубокой эмоциональностью, яркой динамичностью это сочинение предваряет такие великолепные романсы Чайковского, как «Хотел бы в единое слово», «Уноси мое сердце в звенящую даль», «О, если б ты могла».

К сочинениям Фета у Чайковского была особая симпатия. Высоко ценя замечательного поэта, Чайковский писал: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант». Взгляды Фета на поэзию и музыку были очень близки Чайковскому, который считал, что «…музыка все же бесконечно выше поэзии», то есть она способна передавать тончайшие оттенки человеческих чувств, которые не всегда выразимы словами.

Один из шедевров вокальной лирики Чайковского начала 70-х годов - романс на слова Фета «уноси мое сердце в звенящую даль». Полетная, как бы устремленная вперед мелодия романса выразительно дополняет музыкальность стиха Фета.

Римский-Корсаков также как и Чайковский обращался к поэзии Толстого, Фета. Вокальный цикл «Весна» (четыре романса на стихи А.Толстого и А.Фета). Романсы этого цикла близки по сюжету и музыке опере «Снегурочка». Здесь раскрывается тема весеннего пробуждения природы, расцветающей юной любви.

Совсем иного характера – поэтичнейший романс «Не ветер, вея с высоты» (на слова А.Толстого). Это тонкая акварельная картина дремлющей природы, лишь на миг разбуженной внезапно налетевшим вихрем. В этом романсе чарующие образы природы слиты с человеческими чувствами в единое целое.

Большое внимание проявляет Римский-Корсаков к жанру элегии. Его элегические романсы «Редеет облаков летучая гряда», «Медлительно влекутся дни мои», «Ненастный день потух» (на тексты Пушкина), «Когда волнуется желтеющая нива», «Мне грустно» (на стихи Лермонтова), «На нивы желтые», «О, если б ты могла» (на слова А.Толстого) принадлежат к самым лучшим, вдохновенным творениям композитора. Особенно хочется выделить романс «Редеет облаков летучая гряда». Глубокая искренность чувства, благородство, подчеркнутые красивой мелодией, выразительным аккомпанементом фортепиано, ставят элегию в ряд с лучшими произведениями русской вокальной лирики.

Лирика занимает ведущее место в камерном вокальном творчестве Римского-Корсакова, но не единственное. Композитора привлекают философские, эстетические проблемы. Например, в цикле «Поэту» (четыре романса на стихи Пушкина и Майкова) он повествует о судьбах искусства и о назначении художника. Прекрасен романс этого цикла романс «Октава» (на стихи Майкова), воспевающий природу, как источник вдохновения художника. Композитор тонко передает посредством мелодии романса поэтический текст.

Страницы: 1 2 3 4 5

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru