Лирико-психологические вокальные миниатюры, посвященные Н.П. Опочининой

Материалы » Вокальные миниатюры М. Мусоргского лирико-психологического содержания » Лирико-психологические вокальные миниатюры, посвященные Н.П. Опочининой

Страница 7

В романсе «Надгробное письмо» наблюдается 3 ярко контрастных раздела, определенных смысловым содержанием текста: 1 раздел – горестное осознание факта смерти дорогого человека; 2 раздел – светлый образ умершей; 3 раздел – возвращает настроение первого. Каждый раздел делится на более мелкие составляющие, продиктованные развитием текста.

В первом разделе отражено настроение глубокой печали, трагизма, неприятия. Поэтому музыкальная характеристика сочетает горестные и драматические элементы: интонации вздоха сочетаются с ораторски-приподнятыми, размашистыми интервалами, хоральность аккомпанемента – с выразительностью и рельефностью вокальной партии. Трагизм усугубляется за счет использования мрачной тональности es-moll. Все это придает звучанию характер эпитафии. Не совсем обычен для Мусоргского и гармонический язык: здесь отчетливая функциональность, достаточно традиционные для классической музыки обороты, например задержание в кадансе:

Рис.

Вместе с тем, Мусоргский расширяет средства гармонии за счет смешения ладов: натурального минора и дорийского, одноименного мажоро-минора; есть элементы, напоминающие о «ладах Шостаковича» - Vb ступень и т.п. Все это придает особую возвышенность и обостренность звучания.

Нельзя не отметить сходство данной темы с балладой Мусоргского «Забытый», написанной в том же 1874 году по уничтоженной картине Верещагина. Оба произведения роднят общая тема смерти, тональность, маршевость (в балладе марш носит более оживленный характер), унисоны вокальной партии и аккомпанемента, напряженность мелодики, обусловленная использованием повышенной четвертой ступени:

Рис.

Еще одна параллель – раздел «Кончена битва» (монолог Смерти) из песни «Полководец», завершающей цикл «Песни и пляски смерти».

Влияние маршевости сказалось на средствах формообразования: здесь, пожалуй, как ни в одном из анализируемых ранее романсов, наблюдается структурная оформленность, квадратность построений. Первое построение (период из восьми тактов, 4+4) сменяется вторым «О, если б могли постигнуть вашу душу…» (также восьмитакт 4+4). Здесь ораторский пафос первого элемента сменяется мотивом горестного стенания с кульминацией во втором предложении («О, если б вам внимали…»).

Светлая средняя часть «Ваш образ светлый», рисующая идеальный образ умершей женщины, своим резким контрастом с мрачным, драматичным началом лишь усиливает общее настроение отчаяния и душевной муки. Данный раздел, как и предыдущий, состоит из двух тематических элементов. Первый – «Ваш образ светлый», отличающийся напевностью, мажорным колоритом. Но при этом чувствуется некая печаль, грусть за счет сочетания натурального и гармонического мажора, появления тональности h-moll, III53. Декламационности первой части здесь противопоставлена песенность, в которой наблюдаются даже «убаюкивающие» интонации колыбельной:

Рис.

Второй тематический элемент – «Вы вовремя порвали с «блеском света» связь привычки» развивает материал предыдущего. Новые черты – нарушение квадратности за счет расширения, доминантовый органный пункт в тональности d-moll, подготавливающий третий, заключительный раздел.

Третий раздел начинается со слов «Когда кончиной матери…» Он также контрастен предыдущим разделам. При воспоминаниях композитором о потере матери мелодия звучит мрачно, драматично, усугубляется IIb ступенью, подготовленной в окончании предыдущего построения:

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru